Состоялось решение по иску г-на Щербинин Я.И. к ООО Яндекс.Такси о признании
трудовых отношений. И так, информация по делу:
Отказано в удовлетворении!
Мы помним из законодательства.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
(Статья 16 Трудового Кодекса РФ)
Пока нет результативной части суда, сложно рассуждать о мотивации отказа. Однако результат иска был предсказуем, особенно после того, как в сети появилась информация о запросе суда в ФНС РФ.
Ярослав Щербинин работал напрямую как «самозанятый» на арендной машине. В глазахсуда «самозанятый» - лицо,самостоятельно осуществляющее предпринимательскую деятельность. А значит никаких трудовых отношений быть не может. Вопрос же о законности такой деятельности судом вряд ли обсуждался, да истцами скорее всего он не ставился.
Самозанятость в том виде, как это реализует Яндекс окончательно добьет такси!
Еще год назад руководство Яндекс.Такси в интервью «Коммерсанту» заявило, что их задача, что бы возле каждого потенциального пассажира находилось две машины, готовые его подвести. Это можно сделать только если каждого, у кого есть машина, подключить к системе и он в свободное время, например по дороге с работы, просто "подзаработает" на бензин.
Маленькое отступление
Если человек время от времени кого- то подвозит за деньги, его нельзя привлечь к ответственности за незаконное предпринимательство. Нет системности. Или она недоказуема. Или сложнодоказуема. Но он все равно должен платить налоги с полученного дохода. А это уже интересно ФНС, с которой Яндекс судя по всему в тесном контакте, тот же Мишустин сам из IT-ишников - когда то возглавлял правление Международного компьютерного клуба. И тут самозанятость как нельзя кстати.
Нажал на кнопочку в программе и проблема с налогами решилась.Остаются те, кто занимается перевозками более или менее регулярно. Но и здесь яндекс не спит. Он активно продвигает цифровое разрешение на такси (нажал на кнопочку и получил разрешение) и цифровые путевые (нажал на кнопочку и прошел осмотры). И свои интересы Яндекс активно лоббирует перед властью.
В «Яндекс.Такси» предложили Медведеву упростить законодательство для таксистов
Дмитрий Медведев поручил правительству проработать оба предложения компании. Предложения по упрощению законов для таксистов гендиректор «Яндекс.Такси» ТигранХудавердян озвучил на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Компания предложила упростить предрейсовые осмотры машин. Большинство современных автомобилей сами собирают техническую информацию, например, об исправности тормозов. При помощи этих данных можно формировать электронные
путевые листы вместо бумажных, считают в компании. По данным «Яндекса», около 30% зарегистрированных самозанятых россиян работают таксистами. Но для них действует ограничение: чтобы получить разрешение на таксомоторную деятельность, водителям приходится оформлять ИП. В «Яндексе» предложили приравнять самозанятых таксистов к ИП, то есть дать самозанятым право получать разрешения на свои машины такси без оформления статуса ИП.
Уже сейчас в нашей стране количество "таксистов" на душу населения в разы больше чем в любой стране мира. Например проходила информация, что в Чехии на 10 млн. населения 10 т. таксистов и 3 т. уберастов. Сравните с Питером или Москвой. Да в том же NY такси в пересчете на население гораздо меньше чем у нас, причем уберасты работают только по заказам, им запрещено брать пассажира с улицы. Надо ли говорить, что если планы Яндекса сработают, то количество т.н. "таксистов"; увеличится до бесконечности. А что будет с тарифами - сами догадаетесь? А то, что подключашки исчезнут, надо объяснять? А также исчезнут все мелкие "арендодатели", а крупные будут вынуждены прибавлять рублей 50 к стоимости владения авто и по этой цене сдавать в аренду.
Так что же там с «самозанятыми»?
Федеральный закон О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима. Налог на профессиональный доход, в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) или так называемый "закон о самозанятых"; сегодня прямо запрещает физлицам, перешедшим на налоговый режим "Налог на профдоход"; (самозанятым) вести те виды деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст. 2 указанного закона)!!!!! А деятельность такси возможна только после получения разрешения. А разрешение выдается только индивидуальному предпринимателю или юрлицу (ч. 1 ст. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; от № 69-
ФЗ – «закона о такси»). Все! Никакого самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности в ранге самозанятого в такси быть не может!!! Пока не законодатели изменили закон.
У меня на руках ответ из Минтранса Моск. области (там, где проводится эксперимент). Есть ответы из тр. комитетов. Все транспортники говорят однозначно - никакой самозанятости в такси быть не может! Более того, из их ответов следует, что в случае обнаружения деятельности такси в качестве «самозанятого» последнего будут привлекать к ответственности за незаконную деятельность.
Более того. Есть ответ Прокуратуры Республики Татарстан (там, как мы знаем, тоже проводится эксперимент), полученный на запрос Казанского Профсоюза Такси. Суть ответа - для того, что бы быть самозанятым в такси надо вначале получить статус индивидуального предпринимателя, получить разрешение и только потом перейти на режим самозанятости! К сожалению, председатель Казанского профсоюза не пошел в прокуратуру с требованием о запрете деятельности агрегаторов по работе с
«самозанятыми», как мы с ним об этом договаривались, а лишь обратился с запросом о законности такой деятельности, но тем не менее, ответ получен. Таким образом, по мнению транспортников и прокуратуры, осуществлять деятельность такси в качестве «самозанятого» физическое лицо может только в статусе индивидуального предпринимателя, перешедшего на налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
От себя добавлю, что как вариант, самозанятость может заменять трудовые отношения таксистам с владельцем разрешения. И это был бы самым лучшим вариантом для таксиста в сегодняшних условиях - снимается часть ответственности и перекладывается на
владельца; разрешения.
А еще добавлю, что если власть и изменит законодатальство в части возможности «самозанятыми» осуществлять деятельность такси, как того хочет Яндекс, то сделано это будет через приравнивание «самозанятых» к индивидуальным предпринимателям, со всеми вытекающими последствиями – возложением обязанностей и ответственности, которые сейчас несут предприниматели.
Проблемы самозанятых
Конечно проблема у самозанятого наступают сразу как он им стал. Только он, в силу врожденного тугоумия не понимает, что в схеме, предложенной Яндексом он остается нелегалом и платит налог с нелегальных доходов.
Поэтому еще раз.
Самозанятый в такси на сегодняшний день может быть в двух вариантах:
- Как ИП со своим разрешением, перешедший на режим "Налог на профдоход". Тогда он платит 4-6% с оборота. Но здесь он хоть почти легален (вопросы медосмотров и путевых оставим в стороне).
- Как лицо, оказывающее услуги по управлению такси "владельцу" разрешения. Тогда он должен платить 6%, но с чистого дохода, что в два раза меньше, чем 4% с оборота. Это был бы хороший вариант, но таксисты сами вешают на себя уплату по сути налога с оборота, а подключашки-таксопарки категорически не хотят использовать этот вариант – ведь тогда у них усложняется бухгалтерия, возникает ответственность, в т.ч. и за ДТП, а ряд других обязанностей, т.е это все усложняет им жизнь. Гораздо легче все сбросить на таксиста, а самим просто считать деньги.
Хотя во втором варианте есть свои нюансы.
Налоговая инспекция не дремлет
Налоговики ищут среди компаний новую схему оптимизации. Они оперативно выявляют работодателей, у которых есть сотрудники в статусе самозанятых, сообщил замглавы ФНС. Он уточнил, что речь идет о случаях, когда компании подменяют трудовые отношения на гражданско-правовые для оптимизации налоговой нагрузки. Представитель ФНС рассказал, как налоговики выявляют такие нарушения, интервью с ним есть на сайте ФНС. 74 тыс. самозанятых уже зарегистрировались и платят налог на профессиональный доход. Они пробили 5 млн чеков, и с этих операций будет удержано 144 млн рублей налогов. При этом каждый пятый из них работает водителем такси, еще 7% - сдают квартиры, 5% - оказывают услуги консультантов, 3% - репетиторы.
Но, все это касается тех случаях, когда предприниматели переводят бывших работников на режим «самозанятости» с сохранением всех функций работников. Поскольку в такси трудовых отношений нет уже более тридцати лет, второй вариант считаю вполне реализуемым.
Последствия «самозанятости» для «таксопарков»
Если самозанятость введут по всей стране и узаконят, Яндекс просто избавится от подключашек, а арендодателей прижмет к ногтю, заставив их через тарифы снизит ставки на аренду такси до минимума. Он уже так делал, захватывая рынок Интернет-рекламы. Тактика - один в один. Вначале работа с физлицами через так называемые ЦОПы (центры обслуживания партнеров, т.е подключашки), потом активная пропаганда ИП, потом начал сам работать напрямую с физлицами, разослав единовременно всем ЦОПам сообщение о расторжении договора с ними. ЦОПы просто исчезли.
А «самозанятые» таксисты? А они будут платить свои 4(6)% налога с оборота, не понимая, что тот же индивидуальный предприниматель на налоге на вмененный доход (ЕНВД) платит гораздо меньше, причем только в взносы в фонды, т.е эти деньги идут на какой-никакой пенсионный стаж предпринимателя, в то время как «самозанятому» для получения того же пенсионного стажа власть предлагает к тем 4(6)% налога добровольно заплатить только в этом году еще 30 т.р.
Пару слов об аренде.
Мнение Верховного Суда РФ
ВС РФ не допустил подмены трудового договора договором аренды транспортного средства. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. N 69-КГ19-4 Суд направил на новое апелляционное рассмотрение дело о взыскании задолженности по договору аренды транспортного средства без экипажа, поскольку, указав на то, что ответчиком не представлено бесспорных и достаточных доказательств притворности договора аренды и нахождения его в трудовых отношениях с истцом, суд не учёл правило о допустимости доказательств. Источник: http://base.garant.ru/72267366/
От себя добавлю, что это грузоперевозки. Но есть решения нижестоящих судов уже конкретно по такси, где аренда признавалась притворной сделкой, подменяющей собой трудовой договор, со всеми вытекающими последствиями – доначислением налогов, взносов в фонды, пени и штрафами. Кроме того, в такси, одновременно с тр. средством в аренду сдается еще и разрешение, подтверждающее право на деятельность такси. И если здесь сложно доказать возмездность передачи разрешения, хотя при желании и можно, то за распространенную торговлю «разрешениями на такси» уже есть приговоры судов по ст. 204 УК РФ.
Сергей Кузин специально для ТАКСИ-ФОРУМ.РУ
Последние комментарии