О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях повышения безопасности перевозки детей легковыми такси

Законопроект № 97430-6

 

Вносится депутатом Государственной Думы
М.В.Дегтяревым

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях повышения безопасности перевозки детей легковым такси

 

Статья 1
Внести Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5555) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 23 следующего содержания:
«23) служба заказа легковых такси - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель или структурное подразделение фрахтовщика, осуществляющие деятельность по приему заказов на перевозки пассажиров легковыми такси и передаче их на исполнение фрахтовщику.»;
2) дополнить статьей 33№ следующего содержания:
Статья 33¹. Обеспечение безопасности перевозки детей легковым такси
1. Фрахтовщик, на каждые три транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды, предназначенные для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, должен иметь одно универсальное детское удерживающее устройство, один комплект из нескольких детских удерживающих устройств, соответствующие весу и росту ребенка до 12-летнего возраста, согласно требованиям ГОСТ Р 41.44–2005 (правил ЕЭК ООН № 44), или иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
2. Фрахтовщик, служба заказа легкового такси до момента заключения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа обязаны узнать у фрахтователя о необходимости выполнения заказа на транспортном средстве, оборудованном детским удерживающим устройством, соответствующим весу и росту ребенка до 12-летнего возраста, согласно требованиям ГОСТ Р 41.44–2005 (правил ЕЭК ООН № 44), или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
3. Фрахтовщик, служба заказа легкового такси обязаны отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае, если фрахтователем предлагается осуществление перевозки детей на транспортном средстве, не оборудованном детским удерживающим устройством, соответствующим весу и росту ребенка до 12-летнего возраста, согласно требованиям ГОСТ Р 41.44–2005 (правил ЕЭК ООН № 44), или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.».
Статья 2
Внести в пункт 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 17, ст. 2310; 2012, № 18, ст. 2126) изменение, дополнив его пунктами «е» и «ж» следующего содержания:
«е) заключение договора фрахтования легкового такси, а также перевозка детей на транспортном средстве, принадлежащем юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды, предназначенным для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными статьей 33¹ Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;».

 

Статья 3
Внести в статью 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2011, № 17, ст. 2310) изменение, дополнив ее частями 4 и 5 следующего содержания:
«4. Нарушение установленных федеральным законом требований о наличии на каждые три транспортные средства, принадлежащие фрахтовщику, удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка до 12-летнего возраста, согласно требованиям ГОСТ Р 41.44–2005 (правил ЕЭК ООН № 44), или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за перевозку, – в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
5. Перевозка детей до 12-летнего возраста легковым такси на основании договора фрахтования легкового такси без использования детских удерживающих устройств соответствующих весу и росту ребенка до 12-летнего возраста, согласно требованиям ГОСТ Р 41.44–2005 (правил ЕЭК ООН № 44), или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, –
влечет лишение водителя права управления легковым такси на полтора года; наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за перевозку, – в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.».
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Президент
Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях повышения безопасности перевозки детей легковым такси»

Проект федерального закона разработан в целях повышения безопасности перевозки детей легковым такси.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения (далее – ПДД), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования ПДД, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1 января 2007 года вступил в силу пункт 22.9 ПДД, в соответствии с которым перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Под детской удерживающей системой (удерживающим устройством) в соответствии с ГОСТ Р 41.44–2005 (правилах ЕЭК ООН № 44) понимают совокупность элементов, состоящую из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижного его тела.
По данным Всемирной организации здравоохранения риск получить травму для ребенка в возрасте до 4 лет снижается на 50% в системе удержания, установленной по направлению движения, и на 80% при использовании системы, устанавливаемой против направления движения. Для сравнения, риск снижается всего на 32%, когда используется ремень безопасности для взрослых.
Риск смертельного исхода для младенцев снижается на 70%, а для детей 1–4 лет – на 47–54%.
Для детей в возрасте 5–9 лет детские удерживающие устройства снижают степень травматизма на 52%, тогда как использование только ремней безопасности – всего на 19%. Для старших детей в возрасте 10–14 лет ремни безопасности снижают степень травматизма на 46%.
Дети составляют около 10% от общего количества пассажиров легковых такси. Чаще всего перевозки детей легковыми такси осуществляются к железнодорожным вокзалам, аэропортам, больницам, родильным домам, местам отдыха и от них.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в числе прочих участников дорожного движения обязаны перевозить детей до 12-летнего возраста с использованием удерживающих устройств (детская люлька, специальное кресло, дополнительное сиденье и т.д.).
Однако многие фрахтовщики за пять лет с момента вступления в силу соответствующего требования ПДД так и не приобрели для своих легковых такси подобные удерживающие устройства.
В таком случае служба заказа легкового такси или водитель должны отказаться от заключения договора фрахтования.
Статистика свидетельствует об обратном: в погоне за прибылью недобросовестные фрахтовщики игнорируют требования ПДД.
25 августа 2011 года красноярские инспекторы ДПС провели серию рейдов по выявлению и пресечению нарушений правил перевозки детей в такси. Поводом к проверкам стала информация о том, что таксисты, приезжая на вызов, отказываются везти пассажира с ребенком, потому что машина не оборудована детским удерживающим устройством. Некоторые водители предлагали пассажирам с малолетними детьми неординарный выход из ситуации: заранее доплатить 500 рублей, на случай, если его оштрафуют в дороге. Если правонарушение останется необнаруженным, то водитель возвращает деньги.
Инспекторов ДПС поразила реакция не только таксистов, но и родителей, которые больше волновались за 500 рублей, чем за безопасность детей, и просили не штрафовать водителей, поскольку эти деньги придется заплатить им в рамках условных договоренностей.
За несколько часов рейда инспекторы ДПС проверили 14 автомобилей такси, в которых находились дети. Лишь в трех из них пассажиры до 12-летнего возраста перевозились с использованием детских удерживающих устройств. Всего с начала года в Красноярске за нарушение правил перевозки детей в салоне автомобиля было оштрафовано более 6,5 тысяч водителей.
Из-за отсутствия детских удерживающих устройств на краевых автотрассах погибли 10 детей, более 130 пострадали.
В 2011 году из шести детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) на территории Архангельской области, трое также находились в салонах автомобилей, и при их перевозке не использовались детские удерживающие устройства.
В 2010 году в Москве легковые такси стали участниками 3,7% от общего количества городских ДТП и 16,2% от общего количества ДТП, повлекших травмы. В ДТП с участием легковых такси пострадало 1781 человек. Эта цифра включает 211 пешеходов, 1007 пассажиров такси, 327 таксистов и 236 человек в других транспортных средствах.
За 2011 год на дорогах Кировской области с участием такси произошло 105 ДТП, в них пострадало 35 человек. По вине водителя такси - 37 аварий.
По сравнению с прошлым годом рост общего числа аварий с участием детей и подростков составил 6,4%, на 8% увеличилось количество раненых в ДТП несовершеннолетних. 71 из 119-ти погибших детей в момент ДТП находились именно в качестве пассажиров транспортных средств.
Всего за три месяца 2012 года в ДТП на российских дорогах погибли 119 детей.
Размер административного штрафа за перевозку ребенка без использования удерживающего устройства составляет всего лишь 500 рублей (п. 12.23 КоАП РФ), что незначительно влияет на поведение и правовую сознательность водителей легковых такси и фрахтовщиков.
Проектом федерального закона предлагается введение нового состава административного правонарушения, связанного с нарушением установленных требований к перевозке ребенка до 12-летнего возраста, предусматривающего наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за перевозку, в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц – от ста восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вместе с тем предлагается установить новый вид административного наказания для водителя легкового такси, согласившегося на перевозку ребенка до 12-летнего возраста без использования удерживающего устройства, - лишение права управления легковым такси на полтора года.
Лишение водителя специального права неизбежно приведет к прекращению его трудовой деятельности, увольнению, потере доходов и будет справедливым наказанием за то, что он подвергал опасности жизни несовершеннолетних пассажиров.
Практика показывает, что квалификация правонарушения, выражающегося в нарушении требований к перевозке детей до 12-летнего возраста с использованием удерживающих устройств, по общей статье 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет учесть при назначении наказания совершения лицом правонарушения повторно.
Пункт 14 части 14 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит к числу случаев, приводящих к отзыву разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее – разрешение), совершение водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.
Таким образом, фрахтовщик будет лишен разрешения только в случае гибели или тяжелой травмы ребенка пассажира. Но пока этого не произошло, он может в течение неограниченного периода времени игнорировать требования п.22.9 ПДД.
В связи с этим статья 2 проекта федерального закона содержит норму об отзыве разрешения в случае повторного нарушения требований об обеспечении безопасности перевозки детей легковым такси в течение срока действия разрешения.
Проект федерального закона содержит нормы, устанавливающие для фрахтовщиков и служб заказа легкового такси обязанность узнать у фрахтователя о необходимости выполнения заказа на транспортном средстве, оборудованном детским удерживающим устройством, соответствующим весу и росту ребенка до 12-летнего возраста, согласно требованиям ГОСТ Р 41.44–2005 (правил ЕЭК ООН № 44), или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
В случае если фрахтователем предлагается осуществление перевозки детей на транспортном средстве, не оборудованном детским удерживающим устройством, или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства, то фрахтовщик или служба заказа легкового такси обязаны отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров и багажа.
Подобные предупредительные меры позволят значительно снизить количество заказов по перевозке детей до 12-летнего возраста на транспортных средствах, не оборудованных детскими удерживающими устройствами.
К фрахтователю, заключившему договор фрахтования для перевозки ребенка до 12-летнего возраста, будет направлено легковое такси с соответствующими техническими возможностями, что позволит избежать необдуманных поступков, в случае если перевозка ребенка не была заранее оговоренным условием договора.
Помимо этого обсуждение условий по безопасной перевозке детей легковым такси станет действенной мерой повышения правовой сознательности участников дорожного движения.
Средства массовой информации и граждане, обращающиеся в общественные приемные различных органов власти, сообщают не только о нарушениях фрахтовщиками п. 22.9 ПДД, но и о массовых отказах перевозить на их автомобилях детей до 12-летнего возраста из-за отсутствия необходимых детских удерживающих устройств.
В целях сохранения доступности услуг по перевозке несовершеннолетних пассажиров легковым такси, пунктом 3 статьи 1 проекта федерального закона предлагается обязать фрахтовщика, на каждые три транспортных средства, принадлежащих ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, приобрести одно универсальное детское удерживающее устройство, один комплект из нескольких детских удерживающих устройств или иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства, соответствующие весу и росту ребенка до 12-летнего возраста, согласно требованиям ГОСТ Р 41.44–2005 (правил ЕЭК ООН № 44).
Требования к детским удерживающим устройствам для перевозки детей в легковых автомобилях установлены ЕЭК ООН № 44 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в автотранспортных средствах (детские удерживающие устройства)».
Российская Федерация присоединилась к указанным правилам 11 мая 2002 года.
Национальный стандарт ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН № 44) «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» утвержден приказом Ростехрегулирования № 318 от 20.12.2005 с датой введения в действие с 1 января 2007 года.
Стандарт классифицирует удерживающие устройства для детей и устанавливает требования к ним в зависимости от конструкции устройств и веса ребенка.
В частности, детские удерживающие устройства подразделяются на несколько групп в зависимости от веса ребенка.
1. группа 0 — для детей массой менее 10 кг;
2. группа 0+ — для детей массой менее 13 кг;
3. группа I — для детей массой 9—18 кг;
4. группа II — для детей массой 15—25 кг;
5. группа III — для детей массой 22—36 кг.
В настоящее время не существует универсального удерживающего устройства и для младенца и для 10-летнего ребенка. Но при этом на рынке представлены модели соответствующие нескольким весовым группам детей, например 0-1, 1-3 или 2-3.
Нецелесообразно оставлять выбор удерживающих устройств на усмотрение фрахтовщика.
Фрахтовщики могут приобрести модель, подходящую только для детей определенного возраста и цель по повышению безопасности перевозок несовершеннолетних легковым такси не будет достигнута.
Поэтому в проекте федерального закона определены три варианта детских удерживающих устройств, из числа которых фрахтовщик сможет выбрать подходящее для его легковых такси устройство.
Анализ региональных реестров выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси показал, что на территории одного субъекта Российской Федерации в среднем работают 75 фрахтовщиков, получивших три и более разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В случае принятия данного федерального закона в одном субъекте Российской Федерации перевозку детей до 12-летнего возраста смогут осуществлять более 75 легковых такси, оснащенных детскими удерживающими устройствами.
Недобросовестные фрахтовщики, до 1 января 2013 года не выполнившие требования по обеспечению собственных легковых такси детскими удерживающими устройствами и (или) иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства, могут быть привлечены к административной ответственности на основании части 4 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции проекта федерального закона.
Фрахтовщикам, которым принадлежат три и более легковых такси, будет значительно выгоднее приобрести удерживающие устройства, нежели выплачивать в федеральный бюджет штрафы, сопоставимые со значительной долей прибыли.
Контроль за соблюдением требований, установленных проектом федерального закона, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси в соответствии с частью 19 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Принятие данного федерального закона позволит кардинально решить проблему смертности и травматизма несовершеннолетних пассажиров в результате дорожно-транспортных происшествий с участием легковых такси.

 

 

Законопроект № 97430-6

 Депутат прикупил фирму по изготовлению ДУУ и теперь налаживает сбыт. Ни он первый, привыкли уже к подобному.  Посмотрим предложенную статистику. В Москве в 10 году автомобилей такси, участников ДТП (без указания виновности водителя) составила 3,7 % от общего числа. В Архангельске в 11 году из 6 погибших в ДТП детей, 3 перевозились без ДУУ(виновность в ДТП таксиста не указывается), значит 3 погибло как раз в детских устройствах. И ещё: почему предлогается лишать прав только водителя такси? Остальным водителям получается можно возить так?

АЕ62

-

АЕ62

Депутата

Депутата Дегтярева пора гнать из думы.

Есть какие механизмы отзыва депутатов?

Надо же до такого додуматься, прав лишать? Мигалку снять и без допуска к руководящей деятельности лет на пять, не иначе!!!!!!!!!!!!! Тогда все школьные автобусы вообще надо убрать, пусть родители сами детей в школу возят! И еще на полном серьезе выкладывает рассуждения про автокресла....

олег аватар

Комитет

Комитет Государственной Думы
по транспорту

 

 

 

 

На поручение Совета Государственной Думы
от 17 сентября 2012 года (протокол № 45, пункт 59)

Заключение
по проекту федерального закона № 97430-6
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях повышения безопасности перевозки детей легковым такси»,
внесенному депутатом Государственной Думы М.В. Дегтяревым
(первое чтение)

Статья 1 проекта содержит определение понятия «служба заказа легковых такси», под которой понимается в том числе структурное подразделение фрахтовщика. В связи с этим отмечаем, что в соответствии с пунктом 22 статьи 2 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» фрахтовщиком может быть как юридическое лицо, так и индивидуальнымй предприниматель, который не имеет структурных подразделений (статья 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Проект содержит положения о транспортном средстве, принадлежащем на «праве хозяйственного ведения». Обращаем внимание, что принятый в первом чтении проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвёртую Гражданского Кодекса Российской Федерации а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключает данный титул.
Законопроектом (статья 3) предлагается дополнить статью 11.141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) частью 5, в которой установить административную ответственность за перевозку детей до 12-летнего возраста легковым такси без соответствующих удерживающих устройств. Считаем необходимым отметить, что в настоящее время статьей 12.23 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил перевозки людей, под действие которой подпадает предлагаемый законопроектом состав административного правонарушения. В связи с этим требуется предусмотреть соответствующее исключение (оговорку) в статье 12.23 Кодекса. Также следует иметь в виду, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.23 Кодекса, уполномочены рассматривать, в частности, сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения и сотрудники военной автомобильной инспекции, которые в соответствии с Правилами дорожного движения вправе останавливать транспортные средства (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения»), что объективно требуется для установления наличия состава административного правонарушения предусмотренного статьей 12.23 Кодекса и проектируемого состава соответственно. Однако органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 11.141 Кодекса, правом остановки транспортных средств не обладают.
В проектируемой части 5 статьи 11.141 Кодекса в качестве административного наказания предусматривается «лишение водителя права управления легковым такси на полтора года». Данное предложение представляется некорректным, поскольку разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается не водителю, а юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Начальник управления М.Н. Ласточкина

 

 

 

Исполнители: Бурдаков И.Н. 692-71-78, Разбаш О.Н. 692-78-92
 

 

живу я тут!!!

-

живу я тут!!!