Прочитав письмо Сергея Попова, касательно Авилона, его попыток монополизации рынка (http://taxi-forum.ru/node/17053), мне захотелось поподробнее разобраться в ситуации, складывающейся на рынке услуг такси в Москве. Действительно, многие не понимают причины, по которым московские власти в лице Департамента транспорта довольно упорно продвигают некую "концепцию" по наведении порядка на рынке такси. Ведь если ставить целью поднять качество оказываемых услуг, сделать такси более распространенным видом транспорта и т.д. вполне достаточно уже имеющихся законов, надо просто заставить их работать. Но московские власти недостаточное правоприменение компенсируют дополнительным законотворчеством. Это связано с их недостаточной квалификацией или есть какие-то иные причины?
Наверное можно вспомнить сам факт назначения бизнесмена Ликсутова на должность главы департамента транспорта. Что заставило поменять относительно молодого человека довольно мягкие и высокооплачиваемые кресла руководителя множества довольно крупных (практически олигархических) структур на малооплачиваемую (в сравнении с предыдущими) и жесткую табуретку в администрации Собянина? Патриотизм? Юношеский максимализм? Вспоминая скандально известный тендер по покупке трамваев для Москвы, где сразу же победил аффилированный к Ликсутову Трансмашхолдинг, почему-то думается о иных причинах перехода на госслужбу. Правда от такой наглости Ликсутова офигели (другого слова и неподобрать) и в Администрации Президента. Ведь отцепив от тендера Уралвагонзавод- была нанесена довольно серьезная обида руководству предприятия, а там находятся тоже вполне известные и уважаемые люди. Вообщем после многочисленных попыток проведения тендера, выявления нарушений и прочего в состоявшемся конкурсе победил УВЗ, видимо против этого лома у Ликсутова и подельников не оказалось приема.
Но если чиновник- бизнесмен потепел неудачу в одном- надо постараться поискать успеха в чем-то другом. Это же очевидно. А если были затрачены какие-то серьезные инвестиции для получения должности- деньги тем более надо отбивать. Что имеется в наличии? Железная дорога, автобусы, маршрутки, трамваи, платные парковки...ну и такси.
Я пока не занимался изучением темы с маршрутками. Но сам факт попыток вытеснения этого весьма популярного вида транспорта силовыми методами печален. Если пассажиры пользуются маршрутным такси- значит им это удобно и выгодно. Предложите им что-то другое, они перестанут ездить на маршрутках и маршрутки сами уйдут с рынка. А если часть маршруток работает в "черную", не платя налоги, то это ведь проблемы силовых структур, а не самих автобусов малой вместимости? Не так-ли?
Такси...Есть такой уважаемый господин, Акименко Анатолий Дмитриевич, близкий друг Ликсутова. А по совместительству- вице президент Access Industries. Президентом этой очень крупной структуры является Леонард Блаватник. По странному "стечению обстоятельств" Блаватник купил довольно крупный пакет акций Get taxi, весьма известного оператора такси Израиля, Америки и Англии. За пакет Блаватник заплатил более 20 млн. долларов. http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2012-03-07/17240.html. Каким же образом успешный бизнесмен будет пытаться компенсировать вложения? На мой взгляд, подобное возможно только при получении монопольного права в Москве (а потом и в других городах, ведь, увы, практически всегда раковая опухоль даёт метастазы) на установку специального оборудования в автомобили такси, оплаты за пользование данным оборудованием и монопольного права на распределение заказов. Наличие конкурентных диспетчерских не даст никаких преференций Gettaxi и поставит под угрозу сам факт осуществления проекта. Поэтому по заказу и была разработана концепция по развитию рынка такси в Москве. Поэтому и происходит такое давление на рынок со стороны департамента транспорта. Цвет, введение жетонов вместо разрешений, обязательные часы отработки в месяц, иначе аннулируют жетон, установка Глонасс на такси...это все звенья одной цепи.
Также звеном в этой цепи является и развиваемое городом и на бюджетные средства ОАО "ТАКСИ- МОСКВА". Если посмотреть список аффилированных лиц http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=31393, то можно увидеть, что владельцем 99 % акций является ОАО " Смешанные инвестиции", а это- https://www.mos.ru/documents/index.php?id_4=89334. В реестре зависимых лиц также, в основном, крупные городские хозяйствующие субъекты. Слова Ликсутова об отсутствии намерений московских властей создавать государственное такси- привычное введение в заблуждение общественности и профессионального сообщества. ОАО "ТАКСИ МОСКВА" уже работает под торговой маркой "Главтакси" http://www.glavtaxi.ru/. Компания довольно активно развивается на чьи-то средства (может быть налогоплательщиков Москвы?), о чем свидетельсвует http://www.superjob.ru/clients/taksi-moskva-1999009.html
Кстати, насколько мне известно, у Яндекса уже начались некоторые проблемы из-за довольно быстрого развития проекта яндекс- такси. Этот проект как кость в горле и у Ликсутова и у его партнеров. Ведь Яндекс предложил вполне качественную и удобную услугу (и для компаний и для потребителей) без требований единого цвета, марок авто и прочего.
Думаю Авилон-также звено в цепи. Крупный автодилер, известный своей успешной деятельностью по продаже машин госструктурам. Настолько успешной, что Мерседес все таки будет вынужден рассторгнуть контракт на предоставление дилерства, из-за доказанных фактов коррупции при этих поставках. Так что Пронин , очевидно, будет всячески лоббировать интересы Авилона среди владельцев таксокомпаний. Иначе, зачем заместителю гендиректора Авилона, с доходом более чем в 500 000 руб в месяц, уходить на работу в правительство Москвы с 5-7 разницей в зарплате? С какой целью владелец Авилона "пожертвовал" таким ценным топ-менеджером, проработавшим в структурах Авилона более 10 лет?
Что может противопоставить сообщество таксистов Москвы этим планам? И может-ли?А есть- ли вообще в Москве "таксомотороное сообщество"? Давайте посмотрим.
1. Московский транспортный союз. Включает Новое желтое такси, ТК956, 14 ТМП, Ритм- такси, ЦПК, Женское такси, Сити Мобиль, Такси Престиж и пр. Феликс Маргарян , директор желтого такси, неоднократно и довольно эмоционально высказывал свое отношение к планам Ликсутова. Кстати зря, наверное, некоторые обвиняют Желтое такси в лоббировании желтого цвета. Вряд-ли это их идея. Бренд желтого такси просто размоется среди других компаний. ТК 956 ни разу нигде в СМИ не высказывало своего мнения, касательно предлагаемой концепции. Возможно заняла выжидательную позицию, возможно опасается каких-то публичных выступлений. Один из очевидных лидеров рынка такси в Москве, им, наверное, есть что терять и это можно понять.
Только вот вручение в праздничной обстановке 20 000 разрешения вызывает некоторую брезгливость. Ведь, исследуя реестр разрешений, становится понятно, что ТК 956 специально "подогнали" под 20 000 -ное. Чтобы купить лояльность? Г-н Свешников, исполнительный директор союза занимает довольно грамотную и понятную позицию (по крайней мере мне), касательно концепции. Видимо за это его и исключили из общественно- консультативного совета при Департаменте транспорта Москвы. Но Московский транспортный союз не создает впечатления какой-то единой цельной структуры. Не публикуются заявления, предложения и пр. Видимо занимаясь и автобусами и маршрутками и грузоперевозками сложно уделять достаточное внимание проблемам такси. А может просто отсутствие новых членов союза, новых идей, нового мышления, не готовность к работе в новых условиях рано или поздно должна была привести к стагнации.
2. Комитет по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом при МТПП. Из крупных игроков рынка: Формула такси (Председатель комитета-Коношенко, Зам. председателя- Ежиков, член комитета- Пинтер), Ритм- такси (Зам. председателя комитета- Курмаев, член комитета-Сатретдинов), Командир- такси (Баранов). Остальные- видимо просто для массовости, ибо мне так и не удалось ни разу увидеть на улицах города ни одного автомобиля такси остальных членов комитета. Регулярно участвуют в пресс конференциях, совещаниях, круглых столах, слушаньях и прочее. Представляются "таксомоторным сообществом", выступают от лица "таксомоторного сообщества", хотя реально в комитет входит примерно 5 % участников рынка. Например перед Новым годом, при выступлении на радио Бизнес ФМ, Коношенко буквально сказал: http://www.bfm.ru/news/203438. Однако принципиально подняли цены только компании такси- члены данного комитета при МТПП.
Зачем вводить потребителей в заблуждение? Руководство комитета, в основном, поддерживает и введение единого цвета, и единых тарифов. Возможно рассчитывает на какие-то определенные преференции московских властей. Например упрощенный процесс возмещения из бюджета Москвы лизинговых платежей за автомобили, если останется что возмещать после финансирования ОАО "ТАКСИ МОСКВА". Кстати, такси "Ласточка" (эконом проет Командир-такси) получила 25 000- ное разрешение из рук Собянина С.С. Если вам, исследуя реестр разрешений, удастся найти хоть один аргумент, почему именно "Ласточке" случайно удалось получить это разрешение- будет здорово. Мне не удалось. Интересно, Сергея Семеновича используют "в темную" или он этим процессом сам руководит? Кто получит 30 000 ное, 35 000 разрешение? Давайте попробуем угадать? На слушаньях в ОП у меня создалось впечатление, что руководство комитета почему-то крайне ревностно относится к существованию ещё каких- либо иных организаций таксистов, особенно- к профсоюзу "ТАКСИСТ".
3. Профсоюз ТАКСИСТ Включает более 200 водителей такси. Ярослав Щербинин пытается и организовать отдельных таксистов для участия в профсоюзе и отстаивает интересы профсоюза (водителей ИП) на встречах в Департаменте. На мой взгляд, пока к профсоюзу отношение поверхностное и это- совершенно напрасно. В любом случае, влияние профсоюзов будет только усиливаться. Ведь именно водители такси являются одними из основных действующих лиц в такси, а не молодые люди в дорогих костюмах- владельцы и директора таксокомпаний. В большинстве таксокомпаний водители оформляются на работу какими-то интересными способами. Например им сдают машины в аренду, заключая договора как с ИП. Я не владею достаточными знаниями, чтобы оценить правомерность такого сотрудничества, но при встрече в Общественной палате вопрос руководителя профсоюзов касательно оформления водителей так и не получил ясного ответа со стороны руководства таксопарков.
4. Национальный совет такси, председатель НСТ- Лысаков Вячеслав Иванович, Депутат Госдумы РФ. Станислав Шваргеус принимает активное участие в решении проблем такси в регионах. Например в Ставропольском крае ему пока удалось отстоять интересы бизнеса. Однако Москва никаким образом пока не участвует в НСТ, а представленный как московский представитель "Некоммерческое партнерсво Транспортный союз" не указывает никаких участников партнерства и его деятельность неизвестна.
5. Ассоциация таксомоторных предприятий. Первое и единственное собрание прошло в ноябре 2011 года http://auas.ru/news/420/.Более ничего не известно.
Так может быть само таксомоторное сообщество и виновато в том, что власти Москвы беспрепятственно пытаются захватить рынок? Ведь выдано более 26 000 разрешений. Более 400 юридических лиц и 10 000 индивидуальных предпринимателей получили эти разрешения. Неужели никому, кроме вышеуказанных компаний и действующих лиц, не интересна судьба их бизнеса? Рассчитывают на обычное- "авось пронесет"?Не пронесет. При таких средствах, вложенных в монополизацию рынка и при таких талантливых новых русских чиновниках, как Ликсутов- не пронесет. Ни одного шанса. А может быть удастся создать некий Таксомоторный Союз Москвы (а лучше и Москвы и области)? Ведь если туда войдут представители и таксокомпаний и профсоюза, объединения индивидуальных предпринимателей, если его возглавит независимое лицо, имеющее авторитет участников рынка, лицо не запятнавшее свою репутацию перед таксомоторным сообществом, если он объединит более 50% -70% участников рынка - может власть начнет задумываться, что может не стоит гнилой американский опыт, имеющий массу недостатков, переносить на московскую землю? http://russian-bazaar.com/ru/content/113519.htm Ведь таксисты- это не клерки- белоленточники с Болотной. Таксисты не сидят в мягких офисных креслах и не пьют принесенный секретаршей кофе, от безделья размышляя о судьбах России.
Таксисты по 14 часов, находятся за рулем, проезжают по пробкам по 300-400 км в день, зарабатывая себе и своим семьям на кусок хлеба. Любопытно, если 20 000 (или 50 000- 100 000 , вместе с таксистами из других регионов) таксистов выступят за отставку Ликсутова (или Собянина), как инициаторов распространения желтой чумы по России - может тогда их оставят в покое? Хоть на какое-то время.
Антон Токарев для taxi-forum.ru постоянный адрес статьи: http://taxi-forum.ru/node/17153