Доклад Старовойтова А.С. на Всероссийской практической конференции TAXI 2018

starovoytov, Старовойтов А.С. Сочи2018Старовойтов А.С. - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству

Уважаемые коллеги! 

Я приветствую всех участников и гостей Всероссийской практической конференции TAXI 2018! Впервые подобного рода мероприятие проходит в южной столице России – городе Сочи! Можно без преувеличения сказать, что сегодня здесь собралась элита российского такси - руководство всех крупных агрегаторов, участники рынка и отраслевые эксперты, представители смежных отраслей. Серьезность вопросов, стоящих перед отраслью подчеркивает присутствие федеральных и региональных органов исполнительной власти.

На прошедшем 3-4 августа в Москве, V Международном Евразийском форуме такси, Общественный Совет по развитию такси в регионах России, предложил провести в г. Сочи, всероссийскую практическую конференцию TAXI 2018. Изначально конференция планировалась для обсуждения вопросов подготовки городских систем такси к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 и других массовых мероприятий.

Существующие проблемы на региональных рынках легкового такси, разные подходы к регулированию деятельности такси в 11 городах-участниках Чемпионата Мира 2018, необходимость разработки эффективных и приемлемых  требований к аккредитации бизнеса такси и принятие единых стандартов обслуживания, требуют эффективных и взвешенных решений и системного подхода.

При этом, как показывает международная практика проведения подобных массовых спортивных мероприятий, наибольшие имиджевые потери в части транспортного обслуживания гостей и участников, даже при самой высочайшей организации функционирования других видов транспорта, страны – организаторы несут именно от бессистемной организации деятельности такси.

Необходимо обсудить нормативно-правовые аспекты разработки систем аккредитации бизнеса такси к Чемпионату мира, единые стандарты оборудования аккредитованных к Чемпионату такси, единые подходы органов власти городов – участников ЧМ 2018 в организации инфраструктуры легкового такси, применение цифровых технологий в организации транспортного обслуживания легковыми такси на Чемпионате мира. Времени для проведения подобных коллективных обсуждений больше не будет.

Однако сегодня перед российским такси стоят серьезные вызовы, и собираться всем миром только для обсуждения работы такси на Чемпионате мира – согласитесь, не очень правильно. Во всех субъектах Российской Федерации формируются новые стандарты деятельности такси, связанные с развитием цифровых сервисов мобильности населения, что требует качественно новых подходов к регулированию. Необходима разработка комплекса мер как технологического, так и организационного характера для реализации системного подхода к регулированию такси с использованием цифровых технологий.

В июле принята государственная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», которая предусматривает и разработку «отраслевых дорожных карт», и определение состава информации, которая будет передаваться всеми участниками рынка государству в режиме онлайн, с целью, в том числе, осуществления контрольно-надзорной деятельности.

Более того – по итогам Госсовета 22 сентября 2017 года, Президент Российской Федерации дал поручения Правительству России и руководителям субъектов РФ подготовить предложения по регулированию деятельности агрегаторов вызова такси. До 1 марта 2018 года Правительство России должно дать ответы на вопросы:

Какие требования должны быть предъявлены к деятельности агрегаторов и операторов такси?

Какие принципы работы будут у «единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок, включающей аналогичные региональные системы, обеспечивающей учёт и контроль пассажиров, транспортных средств»?

Какие изменения «стимулирующие повышение безопасности дорожного движения» должны быть внесены в страховое законодательство Российской Федерации?

В какой форме должен быть реализован «механизм общественного контроля за качеством выполнения пассажирских перевозок»?

Времени на подготовку таких предложений, учитывая новогодний период – еще меньше, чем до Чемпионата мира. И сегодняшнее мероприятие, по сути дела – единственная возможность в таком широком и представительном масштабе коллективно обсудить необходимые меры.

Впервые новый формат отраслевой конференции нацелен на практические результаты для отрасли. Это в первую очередь попытка научиться разным сегментам рынка, согласовывать между собой взаимные интересы. В качестве результата конференции предполагаются не резолюции и обращения, а согласованный проект «дорожной карты» - документ с конкретным комплексом мероприятий, который ляжет в основу предложений Правительства Российской Федерации. Насколько будет проработанным такой документ – зависит от всех участников конференции.

Конечно, все эти предложения в дальнейшем лягут в основу нового, я надеюсь самого передового в мире, законодательства о такси. И конечно, я, как Депутат Государственной Думы не могу обойти вопросы отраслевого законотворчества. На протяжении 5 лет отрасль и региональные власти ждет «судьбоносного федерального закона о такси, который решит все проблемы сразу». Как я уже докладывал на Международном Евразийском форуме такси в августе – таких законопроектов в Государственной Думе – побывало уже за это время - два с лишним десятка. Коллеги, поймите – в современных экономических условиях цифровой экономики, в которой уже работает такси – любой законопроект устаревает, сразу после поступления в Государственную Думу! Законопроект «О государственном регулировании деятельности такси», несколько лет, пылившийся в непрофильном комитете Госдумы – может и был актуальным в 2013 году, но сегодня – он катастрофически морально устарел. Подходы к ответственности агрегаторов за нелегальную передачу заказа в виде штрафов и запрета деятельности  тоже – зачем нужны штрафы при возможности автоматической сверки данных реестров, которые сделают просто невозможным получение заказа нелегальным извозчиком? А попробуйте запретить деятельность агрегатора, который обеспечивает транспортную мобильность миллиона человек ежедневно?

Может быть, стоит сосредоточить усилия региональных властей на создании информационных систем контроля заказов такси, совместно с агрегаторами? Тем более – Президент России поручает Правительству проработать именно это направление.

Далее – по извечному вопросу «правового статуса» агрегаторов. Можно еще лет десять подождать, пока Верховный суд Евросоюза не примет решение по Uber – кто они – транспортная компания или технологическая? Или как у нас дискутируют, уже в судах, кстати – фрахтовщики или информационные услуги? Может быть, в интересах отрасли, неразрывными частями которых является и собственно перевозка и агрегация заказов – пришло время «собирать камни»? Ведь время дикой конкуренции заканчивается – и рынок уже зрелый, и потребитель все больше внимания обращает на ответственность за его жизнь, безопасность и качество услуг. От взаимодействия между этими неразрывно связанными частями бизнеса такси, от распределения ответственности между ними, от взаимного учета интересов зависит буквально все. И качество, и безопасность услуги. И защищенность жизни и здоровья пассажиров. И, конечно, экономика отрасли тоже зависит от взаимоотношений участников рынка.

Система российского законодательства в сфере такси достаточно новая. Основным законам и нормативно-правовым актам в этой сфере нет еще и 10 лет. Что и позволило быстро развиться сервисам вызова такси. Но, как и все новое, законодательство требует «точной настройки», а не изменения по любому чиху. Особенно, если учитывать, что такси во всем мире уже работает в условиях цифровой экономики. Сложившаяся система отношений внутри отрасли не идеальна и находится в постоянном движении. Это логично – прежде чем стать законами, новые нормы и правила должны быть проверены на практике, в виде стандартов.

Давайте, обратим внимание на закон о техническом регулировании, который позволяет принять Национальный стандарт деятельности агрегаторов вызова такси, урегулировав им спорные вопросы. Есть у нас на федеральном уровне и правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, которыми тоже могут быть урегулированы многие вопросы. Региональным органам власти тоже стоит обратить внимание на возможность принятия нормативных актов и стандартов в рамках имеющихся полномочий. Хороший пример в этом показывает остальным регионам Правительство Москвы. Все это намного быстрей и эффективней, чем бесконечное ожидание изменений федеральных законов, но при этом требует совместных действий бизнес - сообщества и органов власти.

Выражая благодарность Министерству транспорта Российской Федерации за серьезную поддержку проведения Всероссийской практической конференции TAXI 2018 и организатору – Общественному совету по развитию такси в регионах России, я надеюсь, что конференция станет компетентной площадкой для подготовки предложений по регулированию рынка такси Правительству Российской Федерации. Желаю плодотворной работы всем участникам! 

Изменим российское такси вместе!