А.Воробьев посетовал, что федеральное законодательство и, в частности, Закон о лицензировании предусматривал выдачу лицензий на осуществление перевозок пассажиров легковым транспортом на коммерческой основе - и на этом все. Под этот закон подходит любая деятельность по перевозке пассажиров, которая не обязательно будет осуществляться в режиме такси. А.Воробьев высказал твердое убеждение, что необходимо узаконить выдачу отдельной, специальной лицензии на осуществление таксомоторных перевозок. То есть такси должно быть выделено из всех транспортных услуг.
Не дожидаясь федеральных законов, Правительство Москвы в июне 2003 года приняло Постановление № 425-ПП "Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве". Московские власти решили ввести ДОБРОВОЛЬНУЮ аккредитацию городских таксомоторных фирм, для которых будут организованы специальные стоянки в местах наибольшего скопления пассажиров. А.Воробьев высказал сожаление, что не все компании хотят устанавливать на своих машинах таксометры, как непременное условия, чтобы авто для перевозок пассажиров действительно стало ТАКСИ. Тем не менее, он был оптимистичен, сказав, что у Департамента транспорта и связи хороший контакт с федеральными законодателями (с московскими, само собой) и дал согласие встретиться через некоторое время, когда можно будет увидеть наглядные результаты проделанной Департаментом работы.
Эх, знал бы уважаемый Александр Георгиевич, какого парнокопытного животного подложит ему лично и всем московским транспортникам Госдума! Мало того, что федеральные законодатели не ввели специальные лицензии на занятие таксомоторными перевозками - они вообще отменили лицензирование этого вида бизнеса. (О пагубности сего решения мы подробно поговорим ниже).
Новая встреча с Александром Воробьевым состоялась совсем недавно. Корреспондент "Бизнеса для всех" напомнил о предыдущей встрече и спросил о судьбе Закона "О такси в городе Москве".
"Скрывать не буду, тема эта для меня больная, потому что я непосредственно занимался разработкой 425-го Постановления. Разработка этого документа шла тяжело, было пройдено ряд судебных инстанций. Главное в этом документе, что все основано на добровольности. Аккредитовался - молодец, город будет тебя поддерживать. Но, как оказалось, за прошедшее время нашлось всего 14 компаний-добровольцев, которые аккредитовались "в свете" 425-го Постановления".
Напомним, что согласно этому Постановлению Департаменту было поручено готовить Закон "О такси в городе Москве", и Департамент усиленно занимался этим. Но в июне 2005 года, согласно федеральному законодательству, было отменено лицензирование таксомоторных перевозок. Теперь, чтобы ЛЕГАЛЬНО заниматься таксомоторными перевозками, нужно зарегистрировать себя как индивидуала или юрлицо. И все. В Департаменте транспорта и связи до последнего были уверены, что лицензии не отменят. Поэтому проект Закона пришлось в корне перерабатывать. "Приходится слышать в наш адрес упреки, - говорит А.Воробьев, - мол, мы хотим зарегламентировать и "прижать" этот сектор бизнеса. Упаси Бог! Мы хотим, чтобы такси в городе было видно, в буквальном смысле этого слова, что это действительно ТАКСИ. И главное - чтобы в авто были установлены таксометр, кассовый аппарат и визитка того, кто вас обслуживает. Вот та малость, которой мы не можем добиться. Если принять как должное тот факт, что сегодня оказывать услуги такси могут фактически все, кто этого пожелает, то это, по его словам, "не то чтобы хорошо, но что-то в этом есть и положительное".
Водители-индивидуалы начинают вывешивать "шашечки" и приводить в порядок свои авто. То есть стали позиционировать себя как ТАКСИСТЫ, а не как "бомбилы". Вот если бы они еще и чек пробивали...
Корреспондент "Бизнеса для всех" поинтересовался мнением по данному вопросу у руководителя Департамента поддержки и развития МП Правительства Москвы Михаила Вышегородцева.
- Я считаю, что одна либо две-три машины, принадлежащие тем, кто занимается частным извозом, не могут называться цивилизованным такси, - заявил министр. - Таксомоторные перевозки - это все-таки прерогатива крупных транспортных предприятий с определенной инфраструктурой. Именно они могут обеспечить качественное обслуживание автомобилей и должный контроль за водителями, в том числе медицинский.
Правительство Москвы 27 июня 2006 года одобрило проект закона "О такси в городе Москве" и вынесло его на рассмотрение Мосгордумы. Закон предусматривает, что органы государственной власти Москвы могут предоставлять льготы перевозчикам и службам заказа такси по уплате налогов, направляемых в городской бюджет; по арендной плате за землю и другие объекты недвижимости, находящиеся в городской собственности, а также предоставлять право пользования городскими стоянками такси на безвозмездной основе. Господдержка предусматривается также для перевозчиков, которые допускают к управлению такси лиц, имеющих водительский стаж не менее 3-х лет и используют автомобили, соответствующие по выбросам вредных веществ экологическому классу Euro-2 и выше.
В проекте Закона указано, что устанавливать отличительные знаки такси - "шашечки" по борту, надпись "такси", фонарь на крыше - имеют право исключительно автомобили городского таксомоторного транспорта. Таковыми по Закону являются легковые автомобили, применяющие электронный таксометр и соблюдающие установленные федеральным законодательством правила ведения кассовых операций, а также размещающие информацию о тарифах в салоне автомобиля. Более того, если подобные отличительные признаки будут устанавливаться на авто, не относящиеся к городскому таксомоторному транспорту, то это влечет наложение административного штрафа: на физлиц - до 25 МРОТ, на юрлиц - до 500 МРОТ. Для того, чтобы москвичи и гости столицы знали, что они пользуются услугами надежных перевозчиков, будет введен специальный знак "Московское городское такси", которым снабдят авто фирм и индивидуалов, выполняющих все пункты московского закона о такси.
Впрочем, как нетрудно догадаться, частный извоз в столице существовал, существует и будет существовать, не считаясь с тем, есть закон о такси или нет. Тех, кто оказывает услуги на рынке таксомоторных перевозок в столице, можно разделить на три категории:
- компании, имеющие от нескольких десятков до нескольких тысяч (такое предприятие одно) такси. Часть из них базируется на территориях бывших таксопарков;
- таксисты, имеющие регистрацию как индивидуальные предприниматели и работающие, как правило, на личном транспорте;
- так называемые "бомбилы" - нелегальные извозчики.
Первые две категории находятся в федеральном законодательном поле. Понятно, что третья категория таксистов (если уместно к "бомбилам" применять такой термин) нигде не зарегистрированы, налоги не платит, но... их раз в десять больше, чем легальных извозчиков. Теоретически к ним можно применить статью о незаконной трудовой деятельности, но фактически доказать это - ой как трудно. В приватной беседе с корреспондентом "Бизнеса для всех" сотрудник милиции сказал, что можно, конечно, установить слежку за каким-нибудь "бомбилой": пасти его несколько дней, подсаживать в его авто своих сотрудников, снимать скрытой камерой передачу денег и пр. Но, опять же, как заявил мой визави, это возможно, если только "на очень большом верху" прикажут провести такую операцию или кто-нибудь (крупный оператор такси, крупное СМИ) оплатит эту дорогостоящую затею.
Но что будет, если в одночасье в Москве исчезнут все "бомбилы"? И вообще как в столице уживаются (или не уживается) легальный и нелегальный извоз? Об этом - в следующих репортажах.
Игорь КРЫЛОВ.
Взято с сайта "Деловая пресса"
Последние комментарии