Мировые мегаполисы десятилетиями борются с заторами. Правда, с переменным успехом.
Основной показатель загруженности улиц - средняя скорость движения. Исследования британской компании Keepmoving показали: самый медленный европейский город - Лондон. Средняя скорость - 19 км/ч. На втором месте немецкий Берлин. Третье место у Варшавы. В десятку самых медленных городов вошли также Рим и Париж. Если бы в исследованиях участвовала российская столица, то смогла бы прочно закрепиться на втором месте. В Москве, как и в Берлине, автомобили едут не более 24 км/ч.
"Москва, это что-то новое для всех, кто здесь бывает. Лондон - это свобода. Они просто не знают, о чем говорят. Они просто не бывали в Москве. Мне кажется, в Лондоне всё проще. Можно просто сесть в такси и доехать от центра города на западную часть Лондона в течение 20 минут", - рассказывает Рональд Смит, главный стратег, директор отдела аналитических исследований Альфа-Банка.
В Европе борьба с заторами ведется десятилетиями. Правда с переменным успехом. Власти крупнейших городов тратят огромные средства на внедрение современных систем контроля движения. В Риме около 5 миллионов горожан получают информацию о дорожной ситуации на мобильный телефон. Власти британской столицы пошли по пути денежных ограничений. Владельцу частного автомобиля въезд в центральные районы обойдется в 8 фунтов стерлингов. Это 400 рублей. Внедорожник или грузовик заплатит уже 1200 рублей. Похожие меры для борьбы с пробками в центре рассматриваются и в Москве.
"Я считаю, это правильно. Посмотрите - негде припарковаться совсем. Не знаю, где сейчас припарковаться. Я считаю, это правильно. Въезд в центр должен быть платным, как в Америке и в Европе", - рассуждает Иван, водитель.
"Ну я думаю, это будет не правильно, если легковой автомобиль, будет платить за въезд в центр. Люди едут на работу. Они решают вопросы. И многим необходим просто транспорт", - считает Александр, водитель
Зарубежный опыт показывает - есть десятки способов уменьшить заторы. Это ограничение въезда в город грузовиков и внедорожников, внедрение одностороннего движения, перехватывающие парковки и направление людских потоков в общественный транспорт. Некоторые меры экзотичны, по крайней мере, для России. Использовать мотоциклы и велосипеды у нас не позволит климат. Летать по воздуху дорого и технически сложно. В России даже президент в основном передвигается по земле. Можно задействовать внутридворовые проезды или разрешить правый поворот на красный свет, как в США. Но в этом случае повышается аварийность движения, и возникает фактор низкой дорожной дисциплины российских водителей.
"Восемьдесят процентов водителей здесь нормально едет. 10-15% ездят, ну, не совсем по правилам. А 5% просто дураки. Это всё из-за них! Потому что они сумасшедшие", - считает Рональд Смит, главный стратег, директор отдела аналитических исследований Альфа-Банка.
"Я не думаю, что человеческая природа сильно отличается. Но я думаю, что уровень контроля у нас значительно выше. У нас везде стоят камеры. Везде!"- отмечает Гарретт Джонстон, директор по стратегическому маркетингу ОАО "МТС".
В разных странах та или иная мера по борьбе с заторами имеет разную эффективность. Например, в Германии удалось снизить пиковую интенсивность движения за счет перераспределения трудового графика. Рабочий день во многих организациях начинается в 5 утра и заканчивается чуть позже полудня. Эти и другие меры в России вполне могут пригодиться.