Два приложения по заказу такси «Яндекс» и Uber — объявили о объединении бизнеса в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Новая компания будет носить название NewCo и на 59,3% принадлежать «Яндексу». Доля Uber составит 36,6%, а 4,1% передадут во владение сотрудникам объединённой компании. Конечно, в первую очередь, это победа Российских IT технологий и стратегическое признание их в Силиконовой Долине.
А что это принесет бизнесу? Мнение экспертов.
Как отмечает Financial Times, заключая сделку, Uber фактически уступает рынок "Яндексу" после нескольких лет напряженной борьбы за клиентов, когда агрегаторы поочередно снижали цены на поездки, вызывая недовольство водителей.
Председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов
Для водителей это хорошо, потому что это унифицированная подача заказов, которая означает увеличение их числа. Для пассажиров это хорошо, потому что машина будет приезжать гораздо быстрее, так как базы водителей объединяются. Получается, что количество автомобилей на линии больше, то есть они быстрее будут приезжать. Поэтому решение стратегически интересное
Представитель Общественного совета по развитию такси Олег Бекетов.
Сейчас будет идти глобализация. Если раньше было много игроков, то теперь их останется три. "Сатурн" уже объединился с Rutaxi (бренды "Рутакси", "Везет" и "Лидер"). Следующий шаг - это объединение "Максим" и Gett. У них большой потенциал, но пока они врозь, они не смогут противостоять махине, которая образуется после объединения "Яндекса" и Uber. И, естественно, ценовые войны между ними продолжатся
Председатель общественного движения «Такси 2018» Станислав Швагерус
Вопрос, как это отразится на рынке такси, пока до конца не ясен. Если компания Яндекс, став фактически монополистом на некоторых рынках в РФ, останется игроком-участником рынка, то это плохо и для потребителя, и для бизнеса, и для государства, поскольку монополизм в такой высококонкурентной сфере никому на пользу не шёл.
Но у компании Яндекс есть уникальная возможность стать инфраструктурной государственной системой организации транспортных услуг в России и изменить революционно весь рынок такси
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков
Главное, чтобы они работали в правовом поле, исполняли федеральные законы и обеспечивали безопасность пассажиров, если Федеральная антимонопольная служба признает объединение «Яндекс. Такси» и Uber законным, то у нас для нового агрегатора, как и любых других участников рынка, законодательство, подготовленное к принятию, предусматривает абсолютно одинаковые меры.
Глава ведомства Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сказал, что сделка будет тщательно рассматриваться чтобы не возникло угрозы для конкуренции.
Если сегодня Uber и «Яндекс.Такси» хотят соединиться, значит, это их замечательное желание, но у государства есть закон о защите конкуренции, соответственно, через призму этого закона эта сделка должна быть рассмотрена, и мы будем заниматься.
Глава и основатель сервиса онлайн-заказа такси Гетт Дэйв Вайзер заявил, что эта сделка подразумевает конец ценовой войны между "Яндексом" и Убер, что, по его мнению, может привести к повышению цен.
А что на сегодня из себя представляет ЯндексТакси объединившись с UBER в процентном соотношении на рынке такси по перевозимому колличеству пассажиров? Хотя доли на рынке такси оценивать достаточно сложно из-за закрытости рынка, мы попробуем сделать аналитику из открытых источников.
Сделка в цифрах, доля рынка
Сначала данные из пресс-релиза Яндекса. NewCo на 59,3% будет принадлежать «Яндексу» и на 36,6% — Uber. Доля сотрудников объединённой компании составит 4,1%.
В «Яндексе» подсчитали, что объединённая компания будет охватывать 127 городов в шести странах и совершать около 35 млн поездок в месяц на сумму 7,9 млрд рублей.
В 2016 году Uber впервые обошёл Gett по количеству ежедневных поездок на российском рынке. По данным РБК, водители Uber совершали 150-170 тысяч поездок в день. Пользователи «Яндекс.Такси» в 2016 году заказывали примерно 500 тысяч поездок в сутки. Такую диаграмму дает vc.ru
Колличество заказов до объединения
После объединения общее число дневных поездок «Яндекс.Такси» и Uber может превысить 660 тысяч. Компания станет крупнейшим мобильным сервисом для заказа такси. Однако основную долю рынка по-прежнему будут занимать службы такси, принимающие заказы как через приложения, так и по телефону: компании «Максим» и Fasten. Последняя с мая 2017 года объединяет бренды «Везёт», «Лидер», «Такси Сатурн» и RedTaxi. Но основная часть заказов в регионах, до 60% приходится на колл-центры приема телефонных звонков.
Также открывается широкий спектр возможностей и для дальнейшей экспансии на рынке. Совместными усилиями Uber и «Яндекс» инвестируют в NewCo $325 млн.
Uber и «Яндекс» инвестировуют в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая объединённую компанию в $3,725 млрд», — говорится в пресс-релизе. После закрытия сделки пользователи смогут продолжить пользоваться приложениями «Яндекс.Такси» и Uber по отдельности. Водителей обоих сервисов подключат к единой системе, через которую они будут получать заказы как от пользователей Uber, так и «Яндекс.Такси».
Что побудило к такому объединению?
На сегодняшний день - это наилучший вариант для Uber, так как компания фактически является глобальным банкротом. По мнению Швагеруса, у ЯндексТакси теперь появилась возможность стать главной компанией в сфере организации таксомоторных услуг в России.
По мнению Станислава Швагеруса, сама модель работы системы Uber войдет в учебники, так как это главная технологическая финансовая пирамида 21 века.
Убытки Uber — 3 миллиарда каждый год. Вся их бизнес-модель заключается в нарушении законодательства. Они даже в Европе умудряются не платить европейский НДС, хотя в Нидерландах зарегистрированы. Также соответствующим образом идёт подкуп потребителей. Вот эти низкие тарифы, которые всем нравятся, они ведь не просто так взялись. Компания Uber фактически доплачивает водителям за каждую поездку.
По его словам, Uber, уйдя с рынка, передаст свою партнёрскую сеть Яндексу, так как эти сети у различных компаний по перевозке пересекаются.
Это распространенное заблуждение, что есть водитель Яндекса, а есть водитель Uber. Водитель такси выполняет заказы нескольких агрегаторов, и, соответственно, компании, которые обеспечивают перекачку денег от агрегаторов к водителям, они работают практически со всеми агрегаторами, и самый главный актив, который отдал Uber России, и для него это хорошо, это потребитель
Хотя такие утверждения достаточно спорны, но во многом соглашусь с Швагерусом. Первое: рынок не резиновый и глобальное снижение цен на такси с приходом он-лайн приложений за счет.оптимизации процессов не может продолжаться вечно. Количество перевозимых пассажиров увеличилось на 30% в среднем, но больше оно уже не санет. У пассажиров в смартфоне чаще всего стоят сразу два, а то и три приложения по вызову такси и они в разное время пользуются то одним, то другим приложением исходя из факторов разницы в ценообразовании.
Но пассажиров не станет больше, рынок исчерпан, тут открываются возможности по развитию только за счет регионов и охвата мелких населенных пунктов. Не забываем, что в регионах до 60% заказывают такси по старинке, звоня в диспетчерскую.
Второе - со стороны водителей то же самое - рынок труда тоже не будет пополняться и демпинг дальше для экспансии уже не возможен, водители уйдут в другие сервисы по заказу такси. Водители удерживаются только за счет доплат за поездки. На сейчас доплачивают за заказы многие компании, именно для удержания водителя. Но приложения чаще всего абсолютно бесконтрольно подключают водителей он-лайн и если в Москве колличество такси за пять лет увеличелось вдвое, то и в регионах тоже возможно увеличение на 30-40% за счет подработчиков.
Развитие приложений
Укрупнение игроков дает новый виток в развитии бизнеса. Переговоры о "слиянии" и "поглощении" идут постоянно и Gett с inDriver и Fasten с Gett (кстати сейчас в активной фазе обсуждения цены и формы слияния) и многих других участников рынка.
Нельзя скидывать со счетов и сильные региональные компании, которые оказывают серьезную конкуренцию "большой четверке", тут и сетевая компания Арбат, Питерский Таксовичкофф, Пензенская Тройка, Калужский Rush, да и другие, многие из которых серьезно противостоят он-лайн сетевикам. В будущем Нас ждут и другие "слияния" на рынке.