Компания MLU B.V. (далее — Яндекс.Такси) заключила соглашение о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний «Везёт». В течение трёх лет Яндекс.Такси вложит около 8 миллиардов рублей в развитие такси в регионах России, из них примерно 4 миллиарда пойдут на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, и ещё столько же — на программы поддержки местных таксопарков и водителей.
Что станет с пассажирами Везет?
Для пользователей «Везёт» всё останется привычным: они по-прежнему смогут вызвать машину как через приложения Rutaxi и «Везёт», так и по телефону. «Везёт» и Яндекс.Такси продолжат расширять существующие центры обучения водителей и открывать новые. Водители и таксопарки после закрытия сделки перейдут на единую технологическую платформу Яндекс.Такси. Среди особенностей платформы — продвинутые технологии обеспечения безопасности и эффективный механизм распределения заказов. Благодаря ему водители меньше ездят «вхолостую» и больше зарабатывают, а пользователи тратят меньше времени на ожидание машины.
Это слияние или поглощение?
Текущие акционеры «Везёт» получат до 3,6% акций Яндекс.Такси и до 71,5 миллиона долларов при условии успешного достижения ключевых целей по операционным и иным показателям. После завершения сделки 56,2% Яндекс.Такси будет принадлежать Яндексу, 35,0% — Uber, а 5,3% — сотрудникам в рамках программы поощрения.
Стороны ожидают, что сделка будет закрыта до конца 2019 года. Её одобрили наблюдательный совет Яндекс.Такси и советы директоров Yandex N.V. и «Везёт». Сделка также требует согласия Федеральной антимонопольной службы России.
MLU B.V. — объединённая компания Яндекс.Такси и Uber. Создана в феврале 2018 года в результате слияния бизнесов Яндекс.Такси и Uber в России и шести соседних странах. MLU B.V. управляет сервисом онлайн-заказа поездок, который работает под брендами Яндекс.Такси, Uber и Yango. Компания активно осваивает новые рынки и сейчас, помимо России, предоставляет услугу онлайн-заказа такси в 17 странах Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока. Ей также принадлежат сервис доставки еды из кафе и ресторанов Яндекс.Еда и сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф.
Группа компаний «Везёт» сформирована в мае 2017 года в результате объединения компаний «Сатурн» и Rutaxi. Она управляет сервисами заказа такси «Везёт», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi, а также Ruh taxi. Сервисы доступны в 123 городах России. Перевозчикам группа компаний «Везёт» предлагает гибкие условия партнёрства, а пользователям — возможность вызвать такси удобным способом: в мобильном приложении или по телефону.
Mail.ru Group заявила, что не давала согласия на сделку
Новости о приобретении «Яндекс.Такси» активов группы компаний «Везет» вызвали критику со стороны Mail.ru Group, которая утверждает, что как заимодавец «Везет» не давала письменного согласия на сделку. В «Везет» заверили, что не нарушали условий предоставления займа.
Сразу после объявления о сделке Mail.ru Group заявила, что стороны соглашения должны были получить письменное согласие с ее стороны. Пресс-служба Mail.ru Group после анонса сделки заявила, что у нее есть право вето на отчуждение ключевых активов «Везет».В июне 2018 года интернет-компания и «Везет» заключили соглашение о конвертируемом займе.
При заключении соглашения о выдаче конвертируемого займа одним из прописанных в договоре условий было право вето Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний "Везет",
— уточнили в пресс-службе Mail.ru Group. Соглашение также предусматривало, что Mail.ru Group будет иметь право конвертации займа в обыкновенные акции «Везет». Но источник в «Везет» утверждает, что интернет-компания так и не воспользовалась этим правом, поэтому заем будет возвращен.
Официально группа «Везет» заявила, что не нарушала условий предоставления займа, выданного Mail.ru Group.
Мы намерены точно соблюдать все наши договоренности с Mail.ru Group
,— заверила представитель «Везет» Зоя Австрийская. По ее словам, согласование сделки с ФАС не связано с взаимоотношениями группы компаний и Mail.ru Group в рамках предоставленного займа.
Сделка может вступить в силу только после согласия ФАС. Ходатайство на данный момент в антимонопольное ведомство не поступило,
— заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Могут помешать слиянию и поглащению?
В прошлом году «Яндекс.Такси» показал рост выручки почти в четыре раза.
Однако, так же как и у других крупных агрегаторов, перед компанией стоит задача увеличить присутствие в регионах.Что, по оценкам аналитиков администрации президента, в 2017 году группа «Везет» занимала 12% рынка заказов такси, что больше, чем даже у «Яндекс.Такси.
- Аналитик «Финам» Леонид Делицын
Совокупная доля рынка, которую может получить «Яндекс.Такси» по итогам сделки — 46%. «Даже если бы это не привлекло сразу внимание ФАС, то другие игроки рынка агрегации поспешат направить внимание регулятора в эту сторону.Тем не менее, не ожидается длительного сопротивления со стороны Mail.Ru Group, если только холдинг не готов пообещать «Везет» сопоставимые вложения на уровне 8 млрд. руб. в развитие, а также порядка 12 млрд руб. текущим владельцам.
Поскольку вероятность, что на рынке будут процветать небольшие, но прибыльные игроки, очень мала, волна слияний вплоть до консолидации рынка в руках 2-3 федеральных игроков неизбежна. Поэтому, скорее всего, Mail.Ru Group одобрит сделку, хотя, вполне вероятно, может потребовать оценить актив выше,
— резюмировал Делицын.
В Gett возмутились сделкой
Генеральный директор службы агрегаторов такси Gett Дэйв Вайсер высказал свое возмущение новостью о сделке по приобретению компанией "Яндекс.Такси" активов группы компаний "Везет".
Мы возмущены тем, что такая сделка даже обсуждается. Я уверен, что государству выгодна здоровая конкуренция на всех рынках, особенно в потребительском секторе. ФАС не может допустить создания подобных монополий,
— подчеркнул основатель и генеральный директор агрегатора Дэйв Вайсер (цитата по ТАСС).
В компании отказались уточнять, планирует ли Gett обращаться в ФАС с требованием проверки сделки на соответствие антимонопольному законодательству.
Мы ждем заключения ФАС,
— отметил Вайсер.
В такси "Максим" сказали, что они остались последние
Руководитель отдела по связям с общественностью крупнейшего в России по географии сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников рассказал, что они, по сути, остались один на один с «Яндексом», и им регулярно поступают предложения от потенциальных покупателей. В разное время они поступали от конкурентов, некоторых интернет-холдингов и инвестфондов. Но сервис «Максим» — единственный из агрегаторов, который развивается без привлечения сторонних инвестиций, действуя полностью самостоятельно, подчеркнул Павел Стенников.
Компании, которые идут по пути слияния и поглощения, решают таким образом для себя определенные проблемы и задачи. У "Максима" есть все необходимые инструменты и знания для развития. Вариант объединения ради объединения мы не рассматриваем,
— отметил он
В госдуме одобряют сделку
Безопасность и качество пассажироперевозок в регионах только вырастет в том случае, если сделка сервиса «Яндекс.Такси» и группы компаний «Везет» состоится, заявил «Известиям» член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев.
В «Яндекс.Такси» на высоком уровне подходят к организации контроля за водителями. Им приходится и машину свою фотографировать, и русский язык сдавать, подтверждать свою квалификацию
— отметил Васильев.
.