Чеченские таксисты написали письмо республиканским властям против выхода на региональный рынок крупнейшего в России агрегатора «Яндекс.Такси», пишет «Коммерсантъ».
Одним из инициаторов обращения выступил глава сервиса «Грозненское такси» Саламу Мехтиев. По его словам, таксисты Чечни не готовы конкурировать с крупным игроком, который выйдет на готовый рынок. Правительство республики уже поддержало активистов, отмечает издание.
На ситуацию также обратил внимание координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. На своей странице в Facebook он написал, что агрегаторы обычно предлагают новым партнерам выгодные условия сотрудничества, однако меняют их после того, как таксопарк лишается наработанной клиентской базы.
Они переключают работу с клиентами успешной коммерческой структуры на себя, доводят свой канал продаж до значимого уровня, а потом выставляют компании, потерявшей прямой контакт со своими клиентами, условия, когда люди либо начинают работать за еду, либо разоряются и уходят с рынка,
— пояснил Шкуматов.
Опрошенные изданием эксперты подтвердили, что агрегаторы зачастую субсидируют водителям стоимость поездок, что позволяет обеспечить низкую стоимость для пассажиров. Однако впоследствии субсидии прекращаются, а рентабельность каждой поездки для водителя снижается до минимального уровня.
Все подробности происходящего с ЯндексТакси в Чечне
TaxiLife разместил текстовую расшифровку видеоматериала из Грозного о том, что перевозчики высказали нежелание работать с агрегаторами такси, а региональные власти заняли жесткую позицию по отношению к использованию агрегаторами нелегалов.
===
Ахмед Джабраилов:
- В итоге, если Яндекс.Такси, и подобные ей компании, хотят работать в регионе, то им нужно найти региональных предпринимателей, готовых к сотрудничеству или же зарегистрировать свой бизнес в Чечне, так они защитят и себя, и привлекаемых ими водителей.
===
Ситуация в которой следом за агрегатором в регионе дистанционно начинают работать сотни перевозчиков, так называемых "подключашек",которые физически не могут увидеть принимаемых ими на работу водителей, не могут обеспечить надлежащее выполнение транспортного законодательства и по сути их единственная функция обналичить водителям суммы, полученные от клиентов по безналичному расчету - ненормальна.
И справиться с этим не составляет большого труда. Хочется увидеть от региональных уполномоченных органов реальные действия, а не выслушивать рассказы о пойманных за год нескольких десятков нарушителей на дорогах.
Сюжет телекомпании «Грозный»
Ахмед Джабраилов, корреспондент:
- Такси - самый удобный вид транспорта для тех, кто спешит на работу или по делам. В Чеченской республике на таксомоторном рынке работают десятки компаний, крупных и мелких. Не так давно появились и такси, работающие через интернет приложения. Всё довольно просто: вы указываете свой адрес и через несколько минут машина приезжает. Вроде никаких проблем. Но недавно в сети появились сообщения о том, что сотрудники госавтоинспекции и проверяющих органов препятствуют работе таких извозчиков. Мы решили провести собственное расследование и выяснить, что происходит в этой сфере на самом деле.
Для этого мы обратились в министерство транспорта и связи. Здесь были собраны все руководители таксопарков. Всего в республике их двадцать семь, из них в Грозном работают пятнадцать. По словам зам. министра Руслана Атаева, с этими предприятиями у ведомства никаких проблем не возникает, кроме агрегатора Яндекс.Такси.
Руслан Атаев, заместитель министра транспорта и связи ЧР:
- Они продают информацию, у них нет своего собственного транспорта, они не являются перевозчиками. Пока Яндекс.Такси не заключит договор в регионе с перевозчиками, мы не можем дать им право здесь работать. В один голос все официальные перевозчики заявили, прислали письма, что они не хотят работать с Яндекс.Такси. они не нуждаются в Яндекс.Такси.
Ахмед Джабраилов:
- Ещё летом прошлого года на встрече с представителями таксомоторных компаний менеджеры компании Яндекс.Такси заявили:
Тимур Ботвин, руководитель группы «Кавказ» Яндекс.Такси:
- Я бы хотел еще один момент вам сказать, очень важный, который мы наблюдаем в других регионах. Яндекс.Такси не работает напрямую с водителем. В силу того что нам необходимо заключать договора мы не работаем так по другим причинам - нам нужны непосредственно парки, партнёры которые нам помогают, которые заинтересованы с нами работать.
Алексей Федотов, руководитель по развитию бизнеса Яндекс.Такси в России:
- Еще раз поясню, наша основная задача - это дать [заказы], работая с вами. То есть ещё раз, у нас нет парков, у нас нет там каких-то таксишек своих, мы работаем только с вами. Мы являемся источником дополнительных заказов.
Ахмед Джабраилов:
- Однако ни одна из региональных компаний не согласилась работать с сервисом Яндекс. Несмотря на это агрегатор продолжает работать с частными лицами без лицензии. Водителям, обслуживающим вызов без лицензии, грозят штрафные санкции. И это относится ко всем без исключения. По данным ГИБДД только за текущий год за незаконную перевозку пассажиров составлено 840 протоколов.
Адам Шатаев, заместитель начальника УГИБДД МВД по ЧР:
- При проведение оперативно профилактических мероприятий проводится проверка именно по данному направлению, когда работают, в том числе, с водителями такси. Не является избирательной какая-то компания такси, будь то "Миг", будь то Яндекс. Любые перевозчики должны отвечать всем установленным требованиям. Водителю предусмотрен штраф от 1000 до 3000 рублей, а юридическому лицу и должностным лицам штраф предусмотрен от 10000 до 50000 рублей, в зависимости от вида нарушения.
Ахмед Джабраилов:
- Представители таксопарков считают, что и без услуг Яндекс.Такси, они вполне успешно справляются с перевозками своих клиентов, которых у них предостаточно.
Саламу Мехтиев, руководитель компании «Грозненское такси»:
- Компания "Грозненское Такси" вложила собственные средства, открыла большую компанию и мы занимаемся перевозкой пассажиров по всей территории республики. Нами вложено в этот проект больше 300 миллионов рублей. В данный момент работает 400 трудоустроенных водителей. У нас есть также своё мобильное приложение, своя диспетчерская служба и мы ни в чем не нуждаемся. Тем более мы не нуждаемся в заявках от Яндекс.Такси. Более того, мы платим налоги в бюджет республики, что немаловажно, и у нас есть стабильное развитие в этом. Мы лично не нуждаемся в услугах компании Яндекс.Такси.
Ахмед Джабраилов:
- По словам руководителей таксопарков все их водители ежедневно проходят медкомиссию, технический осмотр транспорта, который обслуживается на собственных ремонтных предприятиях. В отличие от них таксистом компании Яндекс может стать кто угодно, ведь состояние его здоровья и личный транспорт никто не проверяет.
Казбек Муталипов, руководитель компании «Минутка» (говорит на чеченском).
Ахмед Джабраилов:
- Вызовы Яндекса обслуживают водители, машины которых не имеют опознавательных знаков. В нашем обществе это может вызвать кривотолки, учитывая что услугами таксистов часто пользуются женщины.
Арби Хабзиев, богослов (говорит на чеченском).
Ахмед Джабраилов:
- Мы обратились в региональное отделение ассоциации юристов России в Чеченской республике за разъяснениями, какие требования предъявляются к водителям, желающим заняться частным извозом.
Ахмед Малаев, председатель исполкома регионального отделения «Ассоциации юристов России» в ЧР:
- Любое физическое лицо должно отвечать соответствующим требованиям - это возраст 21 год, наличие прав на вождение, данное частное лицо может осуществлять деятельность без образования ИП, т.е. заключить договор либо с юридическом лицом, занимающимся таксоперевозками, либо с индивидуальным предпринимателем, имеющем лицензию на соответствующие перевозки. Транспортное средство обязательно должно иметь свои отличительные признаки. Это обязательное наличие на крыше автомобиля соответствующего опознавательного фонаря такси, иметь по бокам кузова автомобиля соответствующие цветографические обозначения, так называемой шашечки такси.
Ахмед Джабраилов:
- В чеченской республике созданы лучшие условия в Северокавказском Федеральном округе для осуществления круглосуточных перевозок пассажиров. В этой сфере задействовано более 1000 машин.
Саламу Мехтиев:
- В первую очередь ставилась задача, даже главой республики, чтобы поездки наших клиентов, пассажиров, гостей города были безопасными, комфортными, в первую очередь. И мы стараемся придерживаться этих правил. Честно сказать, я даже не понимаю, как работают эти агрегаторы Яндекс, «Максим». Эти системы, у них нет никакого контроля, никаких проверок и они никакие затраты не производят перед выпуском на линию своих автомобилей. Системы подключают водителей удалённо и этим все сказано. Нет никакого физического присутствия и нет официальных проверок, медицинских осмотров и осмотров у механика.
Ахмед Джабраилов:
- У законопослушных перевозчиков в регионе никаких проблем в ежедневной работе не возникает, а у нарушителей они есть. Значит, трудиться надо в законном русле, а не трепать попусту языком, как наши горе-блогеры из-за бугра. Для них каждый шорох - повод для укрепления своего миграционного статуса.
Чингиз Ахмадов, корреспондент:
- Вообще мы на телеканале «Грозный» отслеживаем информацию из социальных сетей и бывает так, что факты оттуда находят свое подтверждение, но эти вопросы решаются соответствующими министерствами и ведомствами. Но некоторые представители блогосферы начинают проводить какие-то «расследования», в которых очень мало объективности, и очень много притянутых за уши сведений, однобоких суждений. И эти люди еще пытаются упрекнуть нас в необъективности, что на самом деле смешно. Вообще их задача, на мой взгляд, не установление истины, и не помощь какому-то отдельному человеку и группе людей, а создание большого информационного шума. И они знают, что просто название Чеченской республики притягивает какое-то внимание и активно этим пользуются.
Ахмед Джабраилов:
- В итоге, если Яндекс.Такси, и подобные ей компании, хотят работать в регионе, то им нужно найти предпринимателей, готовых к сотрудничеству или же зарегистрировать свой бизнес в Чечне, так они защитят и себя, и привлекаемых ими водителей.
В ходе нашего расследования стало понятно что большинство пассажиров Яндекс.Такси не знают многих нюансов, чаще всего их вызовы обслуживают нелегалы. Агрегатор не отвечает за то, что произошло во время поездки, ответственность за ДТП с участием их водителя они не несут. Яндекс.Такси оказывает информационную услуги, для них главное чтобы водитель встретился с пассажиром, который в дальнейшем предоставлен самому себе. Дополнительные поправки к закону, которые позволят регулировать агрегаторов, уже обсуждаются в государственной думе.
Транскрибирование TaxiLife
Работа в Яндекс.Такси