женские журналы о тарифах статья в полном объёме
Казалось
бы, вызвать такси в Москве просто: найти службу в интернете или
телефонном справочнике, набрать любой предложенный номер – и дело
сделано. Однако
первая попавшаяся транспортная компания может предоставлять услуги
только в одном микрорайоне, другая окажется слишком дорогой, а третья –
откажется приехать по вызову. твоего бойфренда, потому как работает
только для женщин. И уж совсем непростая задача обеспечить себя такси
на Новый год.
Крупные компании
Самый универсальный вариант: большой парк машин, работа в разных районах, умеренные тарифы.
«Евролайн» Встречи
и проводы в аэропортах и на вокзалах, аренда микроавтобуса, вызов
грузового такси, заказ такси на дом, поездки по Москве, Подмосковью и
России, услуги «трезвого водителя» (если сам владелец не в состоянии
сесть за руль), доставка документов курьером... Заказ легкового такси
будет стоить 400 руб. за 40 мин., далее – 8 руб./мин.
«Новое желтое такси» Если скучаешь по ярко-желтым машинам, как в старые времена, тебе сюда. Счет на километры. Минимум – 350 руб.
«742-такси» Ты
можешь сделать заказ с городского или мобильного телефона (МТС и
«Мегафон»). Минимальный заказ, поездка продолжительностью 20 мин.,
обойдется в 240 руб., потом – 9 руб./мин. (цены здесь и далее указаны
за поездку в дневное время).
«Такси 743» За поездку длительностью до 40 мин. возьмут 350-400 руб., далее – 7 или 8 руб./мин.
«Такси-232» Минимальный заказ (полчаса) стоит 300 руб., далее каждые 5 минут – 50 руб.
Специальные тарифы
Самый распространенный вид тарификации – повременной: ты оплачиваешь
минимальную по времени поездку, обычно это от 20 минут до часа; а
дальше идет поминутная оплата, средняя цена – 9 руб./1 мин. Стояние в
пробках также оплачивается. Есть и другой вариант оплаты – на
километраж, когда компания берет деньги за километры пути (в среднем 1
км стоит 20 руб.), но чаще всего и здесь при попадании в пробку
начинается дополнительная тарификация. Учти, что цена минуты возрастает
после 9 часов вечера и при поездках за город. Зато подача автомобиля к
твоему дому обычно бесплатная.
Taxi city На данный момент самая дешевая служба в Москве. 20 мин. поездки стоят 240 руб., далее – 7 руб. за минуту.
«Городское такси» Счет здесь идет на километры, минимум 350 руб., далее – 20 руб./км. Плюс начисляются бонусы на карту «Много.ру».
«Новое московское такси МВ Моторс»
Час поездки обойдется в 400 руб., дальше – 7 руб./мин. Марки
автомобилей – Hyundai и Citroën. На сайте компании можно посмотреть
фото – и автомобилей, и даже водителей! – и заказать понравившийся
вариант.
«Ритм»
Очень выгодные тарифы на авто VIP. Так, поездка на Mercedes – от 580
руб./час. А в экономклассе ты заплатишь всего 230 руб. за 20 мин.,
далее – 8 руб./мин.
«Старое доброе такси»
Тут тебе не придется оплачивать стояние в пробках. Считают километры,
цена за 1 км – 20 руб., минимальная поездка – 400 руб., стоимость
проезда по маршруту просчитывают еще при заказе.
«Формула такси»
Обычно стоимость – 300 руб. за 30 мин., далее – 8 руб./мин. Однако при
условии корпоративного контракта могут быть существенные скидки. В
списке услуг также: машина с водителем на день, курьерские услуги,
встреча в аэропорту, услуга «трезвый водитель».
«Шансон»
Самые низкие тарифы на отечественные автомобили – 230 руб. за полчаса и
далее 8 руб./мин., на иномарки – 250 и 9 руб. соответственно. Есть и
VIP-марки, тарифы на них оговариваются отдельно.
Для поездок в аэропорт или на вокзал во всех компаниях есть
фиксированный тариф. Самый дорогой вариант у VIP-служб: дорога в любой
аэропорт с VIP-трансфером «Ангел» обойдется в 2000 руб. Самые низкие цены предлагают компании «Такси-Ладья» и «Константа Миг»: из центра Москвы ты доедешь, например, до Домодедово за 900 руб., до Шереметьево-2 – за 800.
Женское дело
Есть службы, которые работают специально для девушек.
«Розовое такси»
Здесь действительно есть розовые автомобили, в основном Volvo. За рулем
этого такси сидит женщина, и работает оно исключительно для женщин.
Обойдется это в 500 руб. за полчаса и 15 руб./мин. далее. Здесь можно
также заказать водителя «на весь день» – например, если у тебя большой
шопинг в разных частях города (стоит 1000 руб./час).
«Миледи»
Здесь есть услуга перевозки громоздких вещей, когда тебе предоставляют
аккуратных грузчиков. Большой выбор автомобилей разных марок. Минимум
заказа – авто на час, 300 руб., далее – 8 руб./мин.
ViP-авто
Если ты привыкла к дорогим машинам или хочешь впечатлить кого-то,
приехав на важное мероприятие в автомобиле VIP-класса, эти службы для
тебя.
VIP TAXI
Можешь выбирать между несколькими дорогими марками, заказать лимузин
или микроавтобус, цена – от 750 до 1000 руб./час. Имей в виду, в
праздничный день только на один час автомобиль не предоставят.
VIP-трансфер «Ангел«
Здесь возят только на авто марки Mercedes, стоимость проезда – 850 руб./час.
Материал подготовила
Юлия Каневская
На сайте компании можно посмотреть фото – и автомобилей, и даже водителей! – и заказать понравившийся вариант.
это как?посмотрела фото и заказала водителя!!!!! а если он женат? а у розового такси такого случаем нет? посмотрел сайт: нету,дискриминация мужики!!!
кстати статья новая,а цены старые, попробую свой обзор цен сделать...
ИТОГ один за 3 года цены не меняются принципиально, что радует клиентов и соовсем не радует водителей.бензин дорожает, а вместе с ним автомобили, запчасти, обслуживание... итд.
да и зарплата диспечеров отстаёт от инфляции...а труд у них на грани фола, недаром ценится стресоустойчивость.
живу я тут!!!
ты енто про мальчиков????? или про цены?
или что обзор надо сделать ??????
живу я тут!!!
повёз тут в четверг с утра девушку на съёмки "пятеро в отрыве" из люберец в останкино. как поедем - через мкад? - ага.
подъезжаем к мкад, я съезжаю на север, девушка кипешнулась -
нам в другую сторону! а как вы ездите? ну, в ту сторону...
а дальше? ну-у, по этой, как её, по варшавке, что-ли... а карту когда-нибудь смотрели? да у меня и все друзья так ездят...
желание клиента-закон и если клиент сказал налево, значит налево! мы все "сфера обслуживания"! а так,молодой человек, ждите жалобу...клиент не доволен, компания денег не дополучила, надо уточнять маршрут поездки, может у девушки роматические воспоминания о пробке на варшавке?
как заплатишь так и поедешь!
а 6 каб. не зря на работу ходит
Это у вас там своя служба безопасности?
как заплатишь так и поедешь!
Частные перевозчики обещают перекрыть движение на киевских дорогах, если столичная власть не даст согласия на повышение платы за проезд маршрутных такси.
Об этом сообщил председатель профсоюза таксистов Украины Василий Попик, комментируя планы Киевской горгосадминистрации удерживать тарифы на проезд в маршрутных такси и планы заменять частных перевозчиков коммунальными.
По его словам, частники потратили деньги на покупку микроавтобусов, а теперь столичная власть хочет отобрать у них этот бизнес. Поэтому предприниматели обещают устроить акцию протеста, заблокировав на киевских дорогах движение транспорта.
Напомним, что в ноябре прошлого года частные перевозчики Киева заявляли о возможной приостановке своей работы, если городские власти не дадут согласия на повышение тарифов на проезд в маршрутках.
Руководители 42-х киевских компаний, специализирующихся на маршрутных автоперевозках, поставили перед КГГА ультиматум: либо до декабря городские власти повышают тарифы на проезд, либо частные перевозчики будут вынуждены прекратить работу. Частные структуры потребовали от городских властей увеличить стоимость проезда на 25-30% (с 0,75-1,75 грн. до 1-2,25 грн.).
В КГГА заявили, что ни о каком повышении тарифов на проезд в общественном транспорте как минимум до Нового года речи быть не может. Столичная власть согласилась изучить ситуацию и подумать, каким образом помочь частным перевозчикам.
8 февраля этого года во время Интернет-конференции первый заместитель главы Киевской горгосадминистраци Денис Басс сообщил, что на сегодняшний день 40% общественных перевозок в столице выполняется бизнесменами, а не коммунальным транспортом. Он заявил, что столичная власть разработала стратегию, согласно которой, часть маршрутных такси будет заменена крупногабаритными автобусами, также на некоторых маршрутах будут работать маршрутные такси от коммунальных автопредприятий. Реализовать эту программу планируется за 2 года.
УНИАН
перепечатываю от конкурентов
Если вы задались этим вопросом, значит, существует ограничение в средствах и описывать вам идеальное решение организации таксомоторного бизнеса нет никакого смысла.
Прежде всего, хочу предупредить, что не буду оперировать никакими конкретными цифрами. Окончательную цену вы сможете посчитать сами в зависимости, от сделанного вами выбора. Говорить можно только о нижнем ценовом пороге вхождения в таксомоторный бизнес, который сформировался на сегодняшний день. В качестве примера будет взят среднестатистический российский областной центр, с количеством жителей 500 тыс. человек. Всю полученную информацию, вы сами в состоянии позиционировать на тот населенный пункт, в котором планируете начать работу.
В статье будут указаны все основные проблемы, с которыми вам придется столкнуться на стадии организации бизнеса и в процессе его работы. И так, начнем.
Таксопарк или диспетчерская?
Диспетчерская:
Если вы ограничены суммой инвестиций, лучше остановить свой выбор на диспетчерской службе. Это будет значительно дешевле, чем начинать с собственного таксопарка. Но это совсем не означает, что при наличии свободных, одной-двух сотен тысяч руб. в кошельке, вы добьетесь успеха в этом бизнесе и сможете хотя бы окупить вложения.
Прежде всего вам потребуется помещение . При всех равных условиях (стоимость аренды, наличие нормальных телефонных линий, стабильное электроснабжение и т.п.) свой выбор необходимо остановить на офисе, который находится в высоком здании, расположенном в центральной части вашего города.
Желательно (читай необходимо) арендовать несколько помещений. Непосредственно для диспетчерской, помещение, в котором будет находиться рабочее место управляющего, бухгалтерия, помещение для системного администратора и обслуживаемого им сервера, по необходимости место для медика проводящего предрейсовые осмотры водителей.
Связь
И так, с количеством помещений вы определились. Начнем заполнять их необходимой оргтехникой. Прежде всего, вам потребуются несколько телефонных номеров, три, как минимум. Один из них, обязательно должен быть легко запоминающимся. В идеале ХХХ-ХХ-ХХ, немного хуже XXY-XY-XY или XXX-XY-YY и т.д. Чем легче запоминается номер, тем проще, а значит дешевле его рекламировать. При наличии более чем трех телефонных линий, возникает потребность в офисной мини-АТС. С функциями удержания вызова, перераспределения звонков между операторами, платой записи переговоров, определением входящего номера и обязательной интеграцией с программным обеспечением (ПО) управления заказами.
Для связи диспетчер-водитель, потребуются радиостанции. Как альтернативу, можно пользоваться мобильными телефонами, но в этом случае теряется оперативность и ваши диспетчеры, не будут владеть полной информацией на линии. Всевозможные СМС-сообщения хороши в том случае, когда все водители идеально знают город, их машины не ломаются и не попадают в ДТП, в городе отсутствуют «пробки» и водителей вашей компании не останавливают сотрудники ГАИ. В противном случае, диспетчер не сможет оперативно ответить на элементарный вопрос клиента, когда подъедет его машина, предварительно не созвонившись с необходимым водителем. Там, где с помощью радиосвязи, вопрос решается в течение нескольких секунд, с мобильниками на это потребуется около минуты. При одновременном нахождении на линии более двух десятков автомашин, это будет уже не работа.
На сегодняшний день существуют и даже успешно используются в нескольких городах, системы управления с помощью GSM-терминалов. Но стоимость их внедрения и эксплуатации, значительно превышает, стоимость использования радиостанций. Не забывайте, что в статье рассматривается низко-бюджетный вариант открытия такси. Давайте лучше более подробно обсудим средства радиосвязи, как наименее затратный на начальном этапе, способ управления подвижным составом. Меньше всего вложений требуется при использовании радиостанций гражданского CB-диапазона. Но в этом случае мы экономим на качестве связи и как следствие на качестве обслуживания пассажиров. Ещё необходимо учитывать, что использование гражданского диапазона в коммерческих целях не совсем законно. Например, в Белоруссии, с недавнего времени, полностью запрещено. По крайней мере, так было сообщено в белорусских СМИ. И нет гарантии, что и в вашем городе, завтра не начнут проводить рейды по выявлению нарушений. Для обеспечения более качественной связи, необходимо выкупать собственную частоту или арендовать её, что в свою очередь повышает цену. Не буду вдаваться в подробности, поскольку не являюсь специалистом в этом вопросе. При необходимости, узнать детали про использование и стоимость УКВ диапазона, можно в Связь Надзоре. Лучше более подробно обсудить программное обеспечение для управления заказами.
Программное обеспечение (ПО)
На данный момент, выбор ПО для диспетчерских, вполне достаточный. Более подробно с функционалом программ, можно ознакомиться, скачав в нашем файловом архиве несколько демо-версий и остановив свой выбор на наиболее подходящей по цене, предлагаемому функционалу, стабильности работы, желанию и возможности программистов изменять ПО под ваши требования. Основной функцией в программе, должна быть возможность определения и внесения в карточку заказа, телефона и адреса заказчика. На этом этапе экономится значительное время, затрачиваемое на оформление заявки. Чем быстрее ваш оператор принимает заказ, тем выше производительность вашей диспетчерской и соответственно возможность увеличения получаемой прибыли. Можно конечно оформлять заявки на бумажке, тем самым сэкономив на компьютерах, программе и их обслуживании. Уверяю вас, при подобном подходе, лучше обратить внимание на сутенерство, наркодиллерство или торговлю ворованными мобильниками. В этих сферах, вы получите наивысшую отдачу на каждый вложенный рубль. В такси с подобным подходом, сегодня делать нечего. Прошли те времена, когда несколько таксистов, сбившись в стайку и уговорив парочку подружек-диспетчеров, арендовали лифтовую шахту, в складчину покупали мобильник и начинали самостоятельную деятельность. В течение года-полутора, убеждая всех и прежде всего самих себя, что они в полном шоколаде, а затем, обвиняя друг друга в некомпетентности, возвращались к своему привычному занятию. Сегодня мало кому придет в голову идея, открыть торговый ларек, как это было совсем недавно, лет пять тому назад. Сейчас чаще открываются супер и гипер марекеты, чем торговые ларьки. Но ладно, хватит лирики. Вернемся к программам. ПО, кроме оперативности работы, дает доступ к статистике работы предприятия, без которой, очень сложно выстраивать стратегию развития. Именно эти требования (быстрота оформления заказа и возможность получения различных отчетов) необходимо предъявлять к программе.
Кадры решают всё
Теперь самый важный вопрос, без решения которого нет смысла вообще связываться с такси – это кадры и прежде всего, водители. В каждом городе есть большое, а зачастую огромное количество диспетчерских. Каждая из них испытывает острый дефицит в нормальных кадрах. Если в конце девяностых, после злополучного дефолта, рынок рабочей силы был переполнен бывшими менеджерами средней руки, бывшими военными, рабочими с закрытых предприятий и в дефиците были пассажиры, то сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Желающих получить качественную услугу такси более, чем достаточно, а вот желающих предоставит эту услугу, с каждым днем всё меньше. Решить вопрос с помощью, так называемых подработчиков, выходящих на линию после основной работы, вряд ли удастся. В основной массе – это люди решающие свои временные финансовые проблемы и ждать от них, а тем более требовать какого-то порядка и трудовой дисциплины, по крайней мере – несерьезно. Вы должны быть готовы к тому, что каждый из них, может сняться с линии или не выйти на неё, именно в тот момент, когда он наиболее необходим. И у вас не будет никаких рычагов воздействия. Любое затягивание гаек приведет к одному – водитель уйдет к конкуренту.
Ставку необходимо делать на водителей, для которых заработок в такси – является основным и единственным. Проблема в том, что они уже сотрудничают с другими фирмами и не горят желанием возить именно ваших пассажиров, которых вам ещё необходимо наработать в достаточном количестве, что бы заинтересовать тех же водителей. Круг замкнулся. Что бы попытаться разорвать его, необходимы кардинальные меры. Предложить пассажирам туже услугу, с тем же качеством или более высоким, но за цену ниже, чем у конкурентов. В этом случае придется убедить водителей возить пассажиров из пункта А в пункт Б, за цену ниже той, чем он возит сегодня. Я сниму шляпу, если у вас получится уговорить водителей работать за идею в надежде на светлое будущее. А если не получается, тогда придется компенсировать водителям те суммы, которые они не дополучили вследствие, ваших маркетинговых изысков, которые называются – банальным демпингом.
В случае компенсации водителям недополученных с пассажиров сумм, вы уменьшаете свой и без того низкий доход, который требуется на развитие бизнеса, на рекламу, на дорожающую с каждым годом аренду помещений, на повышение зарплаты сотрудников и т.д. и т.п. Не стоит считать своих конкурентов глупее себя и ждать того, что они будут спокойно созерцать, как вы переманиваете их постоянных клиентов, низкими ценами. Они будут вынуждены сделать тоже самое, но если для вас это будет фатально, то для них не так существенно за счёт общих объемов, которые у них уже есть, а вы только нарабатываете. Так что, на подобный шаг если и идти, то только имея за плечами достаточный денежный резерв, позволяющий вам работать длительное время в убыток. Но поскольку в начале этой статьи было оговорено, что у вас ограниченные средства, то оставим мысль о демпинге для очень богатых буратин. Как показала практика, наличие больших стартовых средств, в таксомоторном бизнесе, не является гарантией успеха. Скорее увеличивается риск больших потерь, чем большой прибыли.
Предварительные итоги
А теперь немного арифметики.
Среднестатистический заказ, в таком же среднестатистическом городе с населением 500 тыс. человек, составляет 140руб.(чем меньше город, тем ниже эта цифра). Сумма за заказ, которой водитель готов с вами поделиться, колеблется от 10 до 20 процентов. В качестве примера, остановимся на 15%, что составляет 21 руб./заказ. Если вы проявили чудеса предпринимательства, провели удачную рекламную компанию, привлекли достаточное количество водителей и в течение месяца-двух, вышли на уровень 300 заказов в сутки. То получаем, на первый взгляд довольно приличную сумму, равную:
300 заказов умножаем на 21руб. получаем 6 300руб./сутки, что равно 189 000руб./месяц.
Но эта сумма внушительна для дилетанта или водителя, который отдавая эти 21руб., считает, что паразит - владелец диспетчерской, жирует за его счёт. Добавим к сладенькому, немного кисленького. А именно, посчитаем расходы:
Аренда помещения вам обойдется примерно в 20-30 т.руб./мес.
Зарплата операторов - диспетчеров из восьми человек (по 10т.р. на душу)минус ещё 80 т.р./мес.
Зарплата бухгалтера (приходящего) ещё 10-15 т.р./мес.
Системный администратор (тоже приходящий) 10-15 т.р./мес.
Оплата телефонов 2 т.р./мес.
Налог (27%) 27-30 т.р.
Реклама на этапе развития по 25 т.р./мес.
Имеем в сухом остатке: от 2 000руб. до 15 000руб. и это без учёта непредвиденных расходов.
Теперь впечатляет? Любой из водителей работающих целый день, зарабатывает за месяц больше. Можно затянуть пояс потуже и постараться сэкономит на расходах. Взять на себя обязанности сисадмина и бухгалтера, получим дополнительные 20-30т.руб. А теперь подумаем, если устроиться на одну из этих должностей, на полный рабочий день и будем получать те же 20-30т.руб. в месяц, зачем городить огород?
Но не забывайте, что нам ещё необходимо окупить вложенные в предприятие деньги. Окупить красивый номер телефона, стоимость которого тысяча евро ( 37 000руб.) Сервер и два компьютера, по самым скромным ценам ещё 50 000руб. Радиостанцию с антенной, ещё 5-8 тысяч. Рекламную компанию в 50-100 тысяч. (ведь как-то надо выйти на уровень 300 заказов в сутки за два месяца). Офисную мебель не считаем, допустим привезли с дачи.
Можно конечно оспорить приведенные цифры и необходимость приобретения того или иного оборудования. Но результат от этого не изменится.
Вы собираетесь жить вечно? Тогда этот бизнес для вас. Добро пожаловать и как говорится «Оставь надежду всяк сюда входящий». И не говорите потом, что вас не предупреждали.
Об организации таксопарка поговорим позже. Евгений Кудрявцев
живу я тут!!!
Возможно это все и так для мелкого города размером в 500 т жителей. Но для Москвы все иначе. По пунктам:
1. Офис: не более 20 т в месяц, и не нужны помещения для бухгалтерии, сисадминов и собственника - только диспетчерская.
2. З/п персонала: у диспетчеров она выше, а для всего остального существует аутсорсинг (к слову о помещениях для вышеперечисленных категорий)
3. Связь: не нужен красивый номер, достаточно обычного, прямого. Не нужна физическая многоканалка - существуют виртуальные номера с функцией переадресации, до 30 линий. Рации - нафиг не нужны - прошлый век - РТТ рулит. И соответственно, не нужно высокое размещение офиса.
4. А в рекламу нужно вкладывать ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем утверждает автор статьи.
5. И самое главное - нужен грамотный управленец, который сможет все это раскрутить. Если конечно, собственник не владеет навыками: управления, представлением о бухучете и налогообложении, опытом работы в такси (в любом качестве), опытом работы в рекламе, и т.д. И стоит такой специалист значительно больше, чем все вышеперечисленное вместе взятое.
6. И на последок: 300 заказов в сутки за 2-3 месяца - это супер (особенно при рекламных вложениях в 25 т. в мес.)! Упоминание этих цифр свидетельствует об абсолютном незнании автором предмета своего спича. Или знание это чисто теоритическое. 30 заказов через два месяца - это более вероятно. Но тоже стоит титанического труда и значительно больших вложений.
1. Рено 3 года сидело в подвале.
2. Корпоративный менеджер необходим и отдельный кабинет тоже, а-то водители иногда "шумят ", что не понравиться будущим клиентам и проценты не забиратьже диспетчерам...
3.Нужен! звучный! и запоминающийся: успех пилота, евролайна, не понял: РТТ?, а по подробней можно, что за зверь? ну про подвал уже писал.
4. Это про маленький город: листовки, газета, пару щитов, а Москва другая тема и совсем другие цены.
5. Не так дорого на первоночальном этапе, а по результатам и з. п.
6.Согласен полностью: для москвы через пару лет на 300-400 хорошо, а для маленького города не реально впринципе, но там и з. п. другие 5-7т. норма.
живу я тут!!!
Стоит как квартира в Москве - от 150 т. долл. В идеале, конечно, номер - типа 333-33-33 или 999-99-99 (ну на крайняк 777-77-77, но это мэрия Москвы! :) )
К сожалению номеров таких всего 9, а компаний около 400. Поэтому на все остальное даже смысла нет тратиться. Клиент не будет запоминать в любом случае, на крайняк, если ему понравится сервис - занесет в телефон. Мы постоянно скидываем заказы в Пилот, просто потому, что я там работала и знаю, что там культура корпоративная достаточно высокая (была раньше, покрайней мере) и они не нагадят нашим клиентам, а расценки примерно такие же. Так вот, когда мы не можем заказ принять, мы диктуем им телефон Пилота, Вы не поверите, они даже его запомнить не могут, перезванивают и говорят, что неправильный номер. Выясняется, что они набирают 3 семерки. И долго ждут. Трезвые, прошу обратить внимание!
Корпоративного менеджера тоже нужно брать чуть позже, в зависимости от темпов развития, где-то через 6 мес - 1 год. Если есть желание могу объяснить причины этого. Кроме того, менеджер может работать на условиях фриланса, и таким образом стоить чуть дешевле и без необходимости отдельной комнаты для него.
Водителей в офис пускать вообще не нужно. Для оплаты агентского вознаграждения существуют другие способы, без присутствия водил в офисе (например, на банковскую карту через элекснетовские терминалы - круглосуточно и из любой точки Москвы, есть еще варианты.)
РТТ - это рация на мобильном телефоне (Push to Talk), очень удобная штука, берет везде, где есть сотовая связь (даже в соседних областях)
И на последок вопрос: Вы в Пилоте работаете? Кем, если не секрет?
И на последок вопрос: Вы в Пилоте работаете? Кем, если не секрет?
Не секрет конечно: водитель, просто водитель..., там в списке пользователей ссылочка на фотоальбом. И ещё ссылочка. Кстати, когда приходил было 100-120 заказов, на раннем этапе заслуга Андрея Владимировича и Светланы Владимировны, дальше номер, а теперь я на плохом счету, меня убрали из списков на перегоны, я не сделал ни одной загородной поездки за последние года полтора, все старые водители мешают, давно бы уволили: не за что, за пять лет ни одной жалобы. Приходит новое поколение, которое готово платить...Плюс арендаторы... Зам директора крупнейшей компании в России, в этом сегменте рынка, бегает в диспетчерскую, чтоб отдать своему заказ?! Хотя говорят, что наведут порядок, но не вериться, поставили прослушку.
Жена диспетчер в другой компании, я там не работаю...у меня авто не того производителя.
Пилот в ближайшее время запустит ещё один номер: 4000000, такси бизнес класса, как в своё время Евролайн, который, кстати, никак не дотянет до десятки. Это к вопросу о топ- менеджере, в такси топ- менеджер должен быть "водилой", хотя и щиты по всей Москве стояли и пресса прошивалась... Ряд корпоратива, наследство пилота, разбежалось в начале, а так вроде подтягивают, но это проблемы больше водителей, нормальные давно купили приличные авто и не хотят сидеть на аренде. А порочная система диспечирезации в начале, фиксированная сумма, привела к тому, что весь шоколад водители расташили под личку.
А у вас условия работы? Пару диспечеров с опытом работу подбирают, но не пойдут кабы куда, а водители всегда в поиске зароботка.
РТТ- не понял, что есть возможность моментального ответа, как в рации? SMS-такси, что-то слышал...
Небольшие компании обычно обращаются к другим "малышам", Стрим в Ладью, Профессионал в Колобки и наоборот, не воруют клиентов, а отдав в Пилот вы рискуете никогда больше не увидеть приличного клиента, которых нарабатывают годами. А Ладья очень динамично развивается, генеральный Олег 258, уже вышла на 140-150, от 100 осенью.
Извините нета нет уже неделю, дадут выложу фотки последней поездки в Питер.
живу я тут!!!
Юлия, а это не вы у меня в друзьях на одноклассниках ???
живу я тут!!!
Может быть и не стоит отдавать клиента Пилоту... Не знаю. Расценочки у них по-выше, поэтому мы не очень рискуем. РТТ - моментальный ответ, как в рации. Диспетчеры очень нужны. Но.. загрузка у нас не слишком высокая, соответственно и зарплата, не слишком высокая. Поэтому, наверное, с опытом работы диспетчер к нам вряд ли пойдет, если только полная безысходка наступит. У нас стартовый оклад - 12500 + проценты от выработки - 2% от стоимости заказа, свыше плана. План мелкий. Сейчас у нас у девчонок где-то по 15-16 т. выходит. Иногда выдаю премии за ударный труд.
Жалко что Пилот перестал быть тем, чем он был в начале. Для меня это был идеал организации бизнеса, и идеал качества услуг. Если они больше не работают так, как работали раньше - значит в Москве не осталось вообще ни одной приличной компании в сфере такси.
Вы извините, что я свернула наш разговор в понедельник, у меня очень много работы, когда я приезжаю в офис. И наверное, я Вас грузанула по полной программе. Когда речь заходит о работе - меня остановить невозможно, я как глухарь на току...
Это что означает? Что такое система "диспечирезации", фиксированная сумма? И как она мешает бороться с растаскиванием шоколада? Шоколад под личку таскают абсолютно все - кто-то нагло, кто-то тайно. Я тут одного деятеля убрала. Так он прямо в офис с визитками завалился со словами, я, мол, каждому вашему клиенту свои визитки даю! Совсем тупой!
Наоборот позволяет: диспетчерам абсолютно всё равно количество заказов и сумма, не отслеживается каждый заказ; зарплата не меняется. Другое дело процент: есть стимул выполнить все принятые. А уводить под личку, давайте называть своими именами: ВОРОВАТЬ! у компании, надо бороться всем коллективом как при социализме!
живу я тут!!!
Но мы знаем всех воров, это им только кажется, что все кругом идиоты, а на самом деле все так очевидно, что даже смешно становится.
НЕ ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ!!! Иногда очевидное НЕПРАВДА и наоборот!
как заплатишь так и поедешь!
НЕ ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ!!! Иногда очевидное НЕПРАВДА и наоборот!
Я не заблуждаюсь! Я 7 лет проработала таксистом. И все приемчики знаю наизусть, поскольку сама их применяла и не скрываю этого. Только теперь я хозяйка такси, а кто, чего стоит видно сразу, и глупо думать, что никто ничего не знает и никто ничего не видит. Не говоря уже о том, что таксисты - люди болтливые (особенность профессии), и между собой много лишнего болтают, а стукачи - они есть везде. Но дело не в этом. Я дифференцирую. Кому-то прощаю воровство, потому как человек реально хорошо и профессионально работает, я лучше его загружу так, что у него времени на ворованных клиентов не останется. А кто-то с гнильцой, так вот таких я ловлю и увольняю.
О, так Вы рискуете напороться на подставу! Особо приближенные, стукачи проще, чаше всего сами рыло в пуху, потому и стучат и очень часто не туда... просто пускается деза и проверяется, я например так вычислил всех стукачей из окружения и оказалось: элита, их в эфире не услышишь всё в телефон, кому от этого легче, когда начальник транспортного цеха у меня спрашивает правда ли я два миксера купил!? Это камазы такие-бетоносмесители, красиво? Это к теме "это не я" просто соберушки лишь бы подставить. Проще есть механизмы: прослушка телефона и рации и опрос клиентов доволен или нет предоставленной услугой, и имидж поднимает и растовляет все точки над И.
живу я тут!!!
Вы действительно полагаете, что я принимю на веру все, что слышу? При таком подходе я не смогла бы заниматься бизнесом никогда.
А элиты, в Вашем понимании, у нас нет (только учредители компании, но это как раз нормально - мы для этого и открывались). У нас есть ребята, которые хорошо работают, а есть капризули. В моем представлении хорошо работающий водитель это: безотказный, неопаздывающий, работающий много, и не хам. Конечно, когда человек подает на неудобоваримые заказы, мы даем ему в догонку что-то более денежное. И на мой взгляд, в нашей ситуации это - единственно возможный способ работы. А когда ты водителя просишь, а он кобенится: "О-о-й, да что я туда поеду, да что это я за минималку должен оказаться на другом конце Москвы, а как это я оттуда выезжать буду..., нет, я подожду что-нибудь еще, чтобы недалеко от дома". А при этом минималка у нас 480 р. Ну и все, не дождется... А когда звонят постоянные клиенты и рассказывают, что они заказали машину на несколько часов (на 8 ч), и водитель всю дорогу курил в машине сам, и не разрешал при этом им... Ну я не знаю... А в следующий раз жалоба на него от другого клиента, что он доехал быстро и на просьбу посидеть в машине до нужного времени, водитель выгнал его из машины. А в третий раз говорят (уже третьи клиенты), что он не доехал до подъезда и в 2 ч ночи выкинул молодую девчонку посреди двора, потому как ему там неудобно разворачиваться будет. И под занавес стукачи донесли, что он обхамил корпоративного клиента и с гордостью рассказывал, как он этих "придурков" (корпоративных клиентов) строит. И материть диспетчеров у него норма. И это все один и тот же водитель. Ну и как, на Ваш взгляд, достаточный объем для увольнения? На мой взгляд более чем.
В черный список его к нам ...
Вы, видимо, таксист...
Ну не совсем; я работаю в транспортной компании, такси в чистом виде просто надоело!!!Кстати и многим клиентам тоже! Впринципе такоеже такси, но со своими прибабахами... и я зам. генерального... компания маленькая, но нас это устраивает, текучки никакой, да и вся компания создавалась для обслуживания "одного" клиента. Иногда машины простаивают обращаемся в такси или ракар, иногда машин не хватает, просим помощи, рутина, сейчас почти все в отпуске на праздники и конечно сразу накладки начались...время 23:27 а я ещё на работе 9 мая...
А по поводу водителя, его что ещё нет в списке? Зря, героев должна знать вся страна!
как заплатишь так и поедешь!
Встретилась старенькая статья (2002 г) про организацию такси в Киеве. Приводится с сокращениями.
По оценкам специалистов, ежедневно на дороги столицы выезжает 3-5 тыс. радио-фицированных такси. Объем денежного оборота только в секторе, обеспечивающем машины заказами, составляет, как утверждают сами диспетчеры, около $80 тыс. в месяц.
Про организацию таксиДиспетчерские службы объединяют под своим "радиокрылом" таксистов, желающих работать эффективнее. Формула успеха бизнеса проста: "кто владеет информацией, быстро находит и обслуживает клиента". Информацию о желающих ехать и перевозить аккумулируют и передают диспетчеры. Этим и зарабатывают.
Предприятий, предоставляющих информационные услуги, только в Киеве насчитывается уже более 40, их количество продолжает расти. Однако очень скоро ситуация на рынке таксомоторных перевозок может измениться.
Причина тому - новые Правила предоставления услуг по перевозкам пассажиров на такси*, в соответствии с которыми перевозчики вынуждены будут получать лицензии на право заниматься извозом, устанавливать в машинах таксометры, платить за стоянки. По словам участников рынка, эксперимент с "наведением порядка с такси" по принципу домино будет распространяться дальше по стране. Пока идут дебаты (Правила вводятся с июня), таксисты и диспетчеры, вчитываясь в неясные формулировки документа, подсчитывают предстоящие убытки и всерьез подумывают об увеличении стоимости проезда в легковом такси.
Схема работы
Диспетчерская служба такси - это, собственно, предприятие-посредник, предоставляющее перевозчикам информационные услуги и выполняющее функцию координатора действий пассажира и таксиста. Заказ, принятый по телефону, по радио передается водителю.
Диспетчерские работают на разных условиях: обслуживают существующие автопарки; объединяют в одну компанию машины, сдаваемые в аренду, или заключают договоры с водителями, которые перевозят пассажиров на своих или арендованных автомобилях. Для "чистоты эксперимента" мы решили рассмотреть именно эту схему ведения бизнеса.
Водитель, заключивший договор с подобной фирмой, платит ей определенный процент за каждый заказ или заранее оговоренную фиксированную сумму. Но чтобы эта единственная статья дохода была приличной, предпринимателям приходится вести нешуточную битву за клиента. Решающую роль играют в ней связь, реклама и собственно колеса. Первое важнейшее условие - качественная связь.
Регистрация
В какой форме зарегистрировать службу вызова такси, каждый предприниматель выбирает сам. Проще всего зарегистрироваться как ЧП, предоставляющее информационные услуги (схему регистрации см. в БИЗНЕСе №7 от 17.02.03 г.).
По существующим сегодня правилам, водители, желающие заключить договор на получение заказов от диспетчерской, зарегистрированы как частные предприниматели и платят фиксированный налог.
Первоначальные затраты
Создание диспетчерской службы такси - это прежде всего расходы на связь. Если будущая диспетчерская решит работать на Си-Би-частотах, расходы на антенно-фидерное хозяйство могут составить от $700 до $3 тыс. и более (см. "Какую выбрать связь" на стр.94). В городах с "чистым" эфиром рации можно приобретать недорогие, а в городах-"миллионниках" дешевое оборудование принесет много хлопот.
Некоторые фирмы выдают водителям рации под залог в 50% стоимости. За использование аппаратуры последние вносят арендную плату, которая может составлять около 3 грн. в день.
Телефонная связь - пять каналов (можно вначале взять меньше и постепенно расширяться) - по самым экономным расценкам, "потянет" на $800-2000. Плюс аппараты - 4 шт. (по $50), факс для руководителя ($400) - итого $600.
Наличие компьютера ($600) со специально разработанной программой ($200) - веление времени. Программа позволяет вести учет заказов, осуществлять расчет с водителями, диспетчерами и операторами, вести "черный" список недобросовестных заказчиков, автоматически определять стоимость поездки.
Рекламная кампания на этапе "раскрутки" тоже потребует определенных вложений ($200-300).
Итого, первоначальные затраты на создание диспетчерской могут составить от $5 тыс. до $15 тыс.
Какую выбрать связь
Радиосвязь - "больная" тема больших городов. Именно здесь эфир перегружен и засорен, частенько водитель вместо сообщения слышит только треск и помехи. Поэтому для успешной работы диспетчерской необходимо изначально потратиться на хорошую связь. Существуют три варианта построения системы связи.
Вариант 1
Использование Си-Би-частот (Citizen Band - гражданский диапазон) - от 27,2 до 27,4 МГц. Это самый недорогой способ радиосвязи, но особенность его в том, что в условиях большого города общение в этих частотах чрезвычайно затруднено (см. "О разрешении на связь" на стр.96).
Зато в небольших городах гражданский диапазон обеспечивает вполне приличную слышимость. Каждая радиостанция, работающая в данном диапазоне, с антеннами и кронштейнами обойдется минимум в $120-130.
Для получения разрешения на эксплуатацию ведомственной радиосети в Си-Би-частотах нужно обращаться в Центр "Укрчастотнадзор" или его региональные отделения.
Стоимость рассмотрения заявки - около 100 грн. После получения разрешения радиостанцию необходимо зарегистрировать.
Главный недостаток Си-Би-частот - низкое качество связи. Правда, некоторые умельцы устраняют этот недостаток при помощи дополнительных усилителей, так называемых "кирпичей". Но такая самодеятельность чревата конфликтами с законом.
Вариант 2
Более предпочтительным, на наш взгляд, следует считать использование радиостанции, работающей в диапазоне УКВ на частоте от 150 до 500 МГц. Предпринимателю для создания своей радиосети понадобится лицензия Госкомсвязи Украины, которая выдается на 5 лет. Обойдется эта процедура примерно в $700-1500 и займет немало времени. По рассказам тех, кто ее прошел, - год и более. Причина - большое количество технических экспертиз и согласований. В дальнейшем "хозяину" частот придется тратиться на эксплуатационные расходы.
Достоинства: хорошее качество связи.
Недостатки: сложность и дороговизна проекта.
Вариант 3
Однако долгую процедуру получения разрешений на использование УКВ-частот можно "обойти", заключив договор с оператором, уже имеющим лицензию Госкомсвязи на предоставление услуг радиосвязи. И "брать" у него частоты на "прокат" (см. "Вариант 2").
Абонплата будет зависеть от конкретной договоренности, но не менее $5-12 в месяц за каждую радиостанцию.
Достоинства: получение разрешений не требует больших хлопот. Такой вариант получения УКВ-связи предпочитают большинство недавно "оперившихся" диспетчерских.
Телефонная связь
Для нормальной работы диспетчерской службы понадобится многоканальный телефон (минимум на 4-5 номеров), дабы клиент всегда беспрепятственно мог сделать заказ. В противном случае он вычеркнет из памяти вечно занятый номер и обратится в другую службу. В дальнейшем, с развитием радиофицированного автопарка, для удобства клиентов понадобится мобильная связь.
Оператор проводной связи в технических целях поинтересуется месторасположением офиса, оценит свои возможности, сроки выполнения и назовет стоимость установки и подключения.
Номер телефона, к примеру, в Киеве, согласно предельным тарифам Госкомсвязи, стоит около 1 тыс.грн. (если каналов несколько, эту сумму нужно умножать на их количество).
Беспроводная связь - удовольствие не из дешевых, но в случае сложностей с коммуникациями придется остановиться на ней. К тому же при перемещениях диспетчерской номер всегда будет оставаться "при ней".
Ну и, само собой разумеется, в идеале номер должен быть легко запоминающимся. Некоторые операторы предоставляют услугу "красивый" номер за дополнительную плату. Стоит ею воспользоваться, ведь телефон - главный инструмент в деле продвижения услуги "в массы".
Ежемесячные расходы
Несложный расчет показывает, что расходы на зарплату (директор, бухгалтер, если он нужен, и 8 диспетчеров, работающих в режиме сутки - трое, - по $70); оплата телефонных разговоров - $50; аренда офиса - $100-200 составят в итоге около $1000 в месяц. Ну и плюс налоги.
Рентабельность
Рентабельность работы диспетчерской службы напрямую зависит от количества сотрудничающих с ней таксистов.
Если таксист отчисляет диспетчерской процент от каждого заказа, такой заказ (это условие оговаривается заранее) должен стоить не менее 7 грн., что принесет диспетчерской 0,7-1 грн. (10% заказа). Более выгодный заказ - больше прибыль. В любом случае в день таксист "приносит" диспетчерской службе 6-7 грн.
Фиксированная плата за услуги диспетчерской устанавливается как среднее арифметическое от желания компании и возможностей таксистов. Называют разные цифры - от 50 грн. до 70 грн. в месяц.
Итак, если диспетчерская объединяет 30-50 "контрактников", их взнос в дело радиофикации будет весьма скромным и на первых порах не перекроет теоретических ежемесячных расходов фирмы.
Выход - в расширении службы такси. 100 водителей, "подсевших" на связь (50 грн. х 100 = 5 тыс.грн.), - и уже можно говорить о рентабельности диспетчерского бизнеса.
Дополнительные услуги
Настоящее везение - наличие корпоративного клиента. Фирма-заказчик, желающая пользоваться услугами такси, вносит аванс, и ее сотрудники ездят "по талонам". Диспетчер проверяет наличие предоплаты и "снимает" использованную сумму.
Стоит включить в перечень услуг и предоставление автомобилей представительского класса для желающих "красиво" ездить.
Офис
Для улучшения радиосвязи диспетчерскую зачастую располагают в наиболее "высокой" части города. Однако размещать в жилом доме нежелательно: могут быть недовольны жильцы, что повлечет за собой дополнительные проверки СЭС.
Обязательно следует позаботиться о выделении в офисе места для отдыха диспетчеров, ведь работа у них напряженная. Понадобится большая подробная карта города. Определенных усилий и затрат потребует подготовка коммуникаций для подключения компьютеров, телефонов, радиостанции и т.д. Аренда офиса (по самым скромным меркам) в 30 кв.м составит $100-200 в месяц. Его меблировка (и "украшение" подробной картой города) обойдется организатору бизнеса в $600.
Реклама
Компания радиотакси получит клиента, только "забив" номер своего телефона в сознание или хотя бы в записную книжку обывателя. Как этого добиться? Приемов великое множество. Можно "подсунуть" номер в визитку, календарь, сувенир, в любой индивидуальный носитель информации.
Остроумное решение было подсмотрено в одном из подъездов - последние строчки "правил пользования лифтом" были рекламой радиотакси. Цветные визитки стоит пристроить на видном месте в магазинах, гостиницах (стоит каждая 3-7 коп., но остается в кармане-портмоне потенциальных клиентов, как правило, только каждая десятая из них). Отдельное направление работы - офисные центры: на столике с корреспонденцией должна лежать визитка с вашим номером вызова такси.
Не стоит забывать, что многие люди ищут нужную информацию в интернете, так что номер телефона нужно "повесить" на городской сайт со справочной информацией.
Со временем вашу службу будет рекламировать оранжевый фонарик с номером телефона на крыше такси. Поэтому так важно, чтобы номер был удобным для запоминания.
Кадры
Таксисты. Можно ли назвать таксистов, работающих под "маркой" компании, кадрами фирмы - вопрос непростой. С одной стороны, если речь идет о заключении договоров на информационное обслуживание, каждый водитель сам отвечает за свою работу и ее результаты. Подбирая пассажира на улице, он работает "от себя". С другой стороны, подключившись к диспетчерской и выполняя ее заказы, таксист является представителем компании. И в случае конфликтной ситуации жалобы на плохое обслуживание поступают именно в диспетчерскую.
Собственно, фирма редко создается на ровном месте - как правило, изначально есть "костяк" из 10-15 таксистов. "Людей с улицы", которые подтягиваются по объявлениям, руководство проверяет - не только документы и техническое состояние автомобиля, но и то, насколько хорошо водитель знает улицы, свободно ориентируется на городских маршрутах. Оценивается и умение претендента общаться с людьми. Контракт с человеком случайным уважающие себя диспетчерские не заключат.
Диспетчеры. Говорят, их работа не требует особых знаний - нужны хорошая память, сообразительность, умение общаться с людьми и приветливый голос. Кстати, в некоторых фирмах связь обустраивают так, чтобы руководство могло прослушивать линии связи с заказчиками. Набирая номер такой диспетчерской, в любое время суток услышишь приветливый голос - девушки здесь "не расслабляются".
живу я тут!!!
Источник - Бизнес Журнал
Перед тем как замахнуться на рынок таксомоторных услуг Краснодара, компания «Сатурн» в течение девяти лет оттачивала мастерство в районных центрах, попутно выстраивая эффективную систему автоматизации бизнес-процессов.
Август 1998 года - переломный момент для тысяч российских предприятий. В этом смысле история «Сатурна» совершенно не типична: эта таксомоторная компания начала работать в городе Тимашевске Краснодарского края как раз в тот момент, когда многие в стране сворачивали дела, а то и паковали чемоданы - 28 августа 1998 года. Сегодня в компании шутят: возможно, именно поэтому «Сатурн» так быстро рос, превратившись в крупную региональную сеть, работающую в пятнадцати городах края.
Первые два года учились на ошибках, копили опыт, отлаживали бизнес-процессы и делали первые шаги к их автоматизации. Не на бумажке же вести учет заказов, поездок и денег, в самом деле! Но главное, за это время удалось отработать «шаблон» запуска и развития транспортной компании в небольших городах. Тимашевск - город и правда небольшой. Из конца в конец - от силы шесть километров, население - 55 000 жителей. Ничего особенного? В том-то и дело. Таких городов, как Тимашевск, в России сотни. Научитесь работать и зарабатывать в одном из них - значит, сможете тиражировать бизнес-модель в других. В 2001 году открылся первый филиал, в 2003-м - еще два, в 2004-м запустили пять проектов, в 2005 году - три. В этом году «Сатурн» пришел еще в три города Краснодарского края, а до нового года к сети добавится еще один населенный пункт. Управлять таким бизнесом «на коленке» было невозможно: приходилось «растить» информационную инфраструктуру вместе с компанией.
- Когда в 2004 году мы запустили пять филиалов, - вспоминает генеральный директор «Сатурна» Евгений Львов, - стало понятно: мы рискуем погрязнуть в бесконечном контроле удаленных офисов. Прежняя система учета уже не справлялась, и я принял волевое решение автоматизировать большинство бизнес-процессов. Автоматизировать всерьез, не для галочки. Изучили несколько предложений, выбрали «1С: Управление Производственным Предприятием 8.0». На тот момент это был новый продукт, так что даже партнеры 1С еще не умели с ним работать. Но нас заверили: «по Интернету» программа будет работать без проблем, по той же схеме, что и версия 7.7 - база находится на сервере, пользователи запускают свои приложения в удаленном режиме через Интернет.
Казалось, все должно было пойти как по маслу, и проблема контроля филиалов успешно разрешится. Но увы. После приобретения программного обеспечения и его установки выяснилось: так, как нужно «Сатурну», программа работать не может. «Разработчики объяснили нам, что в программу были введены дополнительные алгоритмы защиты, так что возможности работать удаленно через Интернет с единой базой данных теперь нет - для этого предусмотрен web-интерфейс, однако он покрывает лишь ограниченное количество функций, - продолжает Евгений Львов. - Нужно было что-то делать, ведь мы купили продукт стоимостью около 200 тысяч рублей, а пользоваться им не могли!»
В компании работал талантливый системный администратор Сергей Ковалев. Он-то и предложил использовать терминальный режим работы. Купили и установили мощный сервер производства компании DEPO на базе двух процессоров Intel Хeon 2,8 ГГц1 и сделали то, чего, по утверждению большинства привлекавшихся специалистов, сделать было нельзя: «Сатурн» развернул собственную сеть, обеспечив филиалы возможностью работы в терминальном режиме. Приложения запускаются и обрабатываются на центральном сервере, взаимодействуют с единой базой данных, пользователи в филиалах видят на своих экранах «картинку», однако работают с нею без ограничений - как будто взаимодействуют с программой, установленной на своем компьютере.
Решив проблему в целом, сатурновцы переписали базовое программное обеспечение «под себя». Сегодня в компании уже используется собственный модуль выписки путевых листов водителям и их учета, реализован автоматический импорт данных из программы диспетчера такси, автоматизированы складской учет, прибытие, списание и перемещение основных средств и материалов, работает система учета инвентарных и серийных номеров, собирается история движения основных средств, в автоматизированном режиме составляются отчеты. Наконец, были созданы клоны (подконфигурации) информационных систем, обеспечивающие работу автотранспортного предприятия, использующего свой парк автомобилей, СТО и склад, а сейчас специалисты компании разрабатывают новую конфигурацию управленческого учета.
Ради чего? Да ради того, чтобы добиться наконец-то результата, который был обещан всему миру Биллом Гейтсом: почувствовать свой бизнес «на кончиках пальцев», сделать так, чтобы на любой вопрос можно было получить мгновенный ответ, причем не уклончивый, а стопроцентно точный. Получив такой результат, можно всерьез говорить об устойчивости и управляемости бизнеса.
- Пока мы не внедрили нынешнее, комплексное, решение, каждый филиал работал «в своей программе». А значит, ни о каком контроле в режиме реального времени и речи не шло, - поясняет Евгений Львов. - Да что говорить, не было возможности контролировать работу филиалов в принципе! Главбух не знал даже того, что в настоящий момент делают бухгалтеры филиалов, не говоря уже о том, чтобы мгновенно получить сведения об остатках основных средств, данные о движении по складу или необходимые отчеты. Все эти документы либо привозились раз в месяц на бумаге, либо - в случае острой необходимости - приходилось выезжать в филиал, чтобы разбираться на месте. Время, силы, деньги... Зато теперь все можно проконтролировать в режиме реального времени. И это для меня один из главных, ощутимых результатов автоматизации бизнеса.
Для рядового рассказа об «успешном опыте автоматизации предприятия среднего бизнеса» сказанного достаточно. Остается только приписать бодрый нравоучительный финал. Но это было бы по меньшей мере несправедливо по отношению к компании, руководство которой уверено: автоматизация - прямой путь к конкурентоспособности.
Вспомним о том, что «Сатурн» - не абстрактная компания, а сеть городских таксопарков, перевозящая людей. То есть - клиентов. Поначалу, в 1999 году, в компании написали собственную, простенькую, однопользовательскую программу «Такси», которая позволяла принимать заявки от клиентов, вести их учет, определять очередность работы водителей и выводить стандартные отчеты. Со временем программа обрастала новыми функциями, стала многопользовательской и сетевой. А затем в «Сатурне» интегрировали свою разработку с базовым комплексом решений от 1С. Туда же экспортируются данные диспетчерского центра (Intelvox, Infratel, мини-АТС Panasonic серии TDA).
В некоторых филиалах уже организованы такие же колл-центры, позволяющие удерживать клиента на линии, соединять его с освободившимся оператором, равномерно распределять нагрузку между операторами, воспроизводить «в эфире» визитную карточку, записывать разговор и автоматически соединять оператора с заказчиком, чтобы сообщить о подаче машины.
- Конечно, система приема заказов стала такой не сразу, дополнительные функции вводились постепенно, - говорит Евгений Львов. - Например, запись разговоров клиентов появилась после нескольких спорных случаев. Теперь если клиент утверждает, что опоздал на поезд, потому что машина не пришла к указанным 13.00, и требует компенсации, мы готовы предъявить запись разговоров, где хорошо слышно, что заказчик сам перепутал время, вызвав такси к 15.00.
По словам Евгения Львова, самое ценное в созданной системе - это возможность вести статистику звонков, что позволяет оптимизировать количество работающих операторов и их рабочее время. Возможность точно прогнозировать количество звонков, а значит, эффективно использовать рабочее время операторов, позволила снизить издержки компании минимум в два раза.
- Это решение позволило нам повысить еще и качество работы, которое можно оценить в предпочтениях наших клиентов, - продолжает Евгений Львов. - В некоторых городах, по нашим оценкам, до 85% заказов приходится именно на такси «Сатурн». И мы понимаем: чтобы поддерживать такие показатели, нужно работать качественно. Здесь ведь начинает действовать эффект статистики, который играет против нас. К примеру, если клиенты остаются недовольны такси в 1% случаев, то при доле рынка в 85% из 10 000 заказов на весь город нами останутся недовольны 85 человек, а конкурентами - всего 15. В пропорции все кажется чудесно. Но в реальной жизни эти 85 человек создают гораздо больший резонанс, чем 15 недовольных конкурентами клиентов. Следовательно, чтобы удерживать такую долю рынка, мы можем себе позволить при большем количестве заявок не более 15 недовольных. Ради достижения этой цели и были введены многие технические средства, двойные системы контроля.
Кстати, в диспетчерской «Сатурна» дополнительно были установлены еще и цифровые камеры наблюдения. Разумеется, во имя повышения качества работы с клиентами.
Проблемы, естественно, были. «Случалось, пока разрабатываешь или меняешь одну программу, ситуация на рынке меняется и требуется уже иное решение. Значит, бросаем сделанное на полпути и садимся писать новую программу, - улыбается Евгений Львов. - Другая проблема - недостаток квалифицированных кадров, по крайней мере у нас, в Тимашевске. То есть профессионалы в сфере ИТ, конечно, есть, но их, как правило, переманивают крупные предприятия - «ТетраПак», «Нестле», «Нескафе», «Вимм-Билль-Данн». А вот квалифицированного веб-мастера нам удалось найти только в Анапе - пришлось работать удаленно».
Что теперь? Отладив бизнес-процессы и добившись высокой степени управляемости бизнеса, «Сатурн» начинает работу в Краснодаре. Город совсем другой, а значит, и требования иные. Но компания готова к схватке за рынок краевого центра. «Мы всегда хотели открыться в Краснодаре, но реально оценивали свои силы и откладывали, - говорит Евгений Львов. - А сейчас готовы. Надеюсь, уже в октябре машины «Сатурн» появятся на улицах областного центра».
Какая связь между этими событиями и информационными технологиями? На наш взгляд, самая прямая.
живу я тут!!!
Очень дорого! Потому как речь идет о топ-менеджере, руководителе организации, здесь нужно такое сочетание качеств, которое в принципе нечасто встречается и эти люди редко хотят работать по найму. В идеале нужно, чтобы такой человек был в составе учредителей.
Я напомню, что в статье идет речь об открытии такси с нуля, такси городского так называемого "розничного", с небольшим бюджетом, а не о придворной компании какого-нибудь холдинга, нуждающегося в транспорте и открывающего "такси" под себя.
Здесь такая ситуация, что вообще во главе должен стоять харизматичный лидер, ведущий за собой людей (если маленький бюджет и нет возможности платить рыночные зарплаты).
Но это я так, это не только такси касается, это проблема любого молодого бизнеса.
Я в Пилот пришла (кстати, из "Бистро"), когда там было 200-300 заказов в сутки, а когда уходила их там уже было больше 1500, и были они вначале типичным молодым бизнесом, им было всего 1,5 года. Не знаю даже, как за последующие 2 года им удалось такой рывок сделать. Могу лишь предположить, что кто-то хорошо влил денег.
А как быть, когда мне клиент с пеной у рта утверждал, что Старый Петровско-разумовский проезд на Ленинском проспекте, когда он находится на Динамо? ))
клиент ВСЕГДА прав!!! я бы три раза провез вокруг Ленинского пока клиент не направил меня в другое место,тем более за повремённую оплату, был случай, когда мне клиентка гворила едем так, мимо Ломоносовского, я в шоке: огромный крюк, а она мне потом: я там училась!!! вот и угадай! что на уме...
живу я тут!!!
Рынок такси в Казани перенасыщен, работает более 70 организаций. Новичкам можно удержаться на рынке за счет уникальной ниши, например, открыть зоотакси. Или найти свою «фишку», как это сделал «Дамский клуб», все водители которого - женщины.
В недалеком прошлом такси можно было узнать по определенному цвету и «шашечкам», однако теперь без дополнительной подсказки диспетчера машину не найти. Фирменная символика по мнению Ильгиза Сиразиева, директора «FM-такси», сейчас совсем необязательна: «Не всем клиентам нравится ездить на машинах с символикой - если автомобиль не помечен знаками такси, это создает иллюзию собственного авто с водителем».
На рынке Казани представлены такси эконом-, бизнес- и элит-класса. Наиболее востребованы сегодня такси эконом-класса, таких служб в городе - около половины. Причина в возросшем спросе: если раньше такси заказывали поздней ночью или для поездок на праздники, свадьбы, то сейчас на такси ездят на работу, на встречи и даже на обед. Клиенты считают, что пользоваться такси эконом-класса практичнее, чем покупать собственный автомобиль. Эконом-такси используют отечественные автомобили: «Ока», «Таврия», «ВАЗ», «ГАЗ». Расценки экономичные, но не факт, что машину подадут вовремя и сервис будет на высоком уровне.
Следующая категория - бизнес-класс. Здесь таксопарк представлен, в основном, иномарками, и обслуживание более качественное.
Такси элит-класса в Казани - это отдельные владельцы дорогих автомобилей, среди которых частные лица и предприятия. Они зарегистрированы и оказывают услуги клиентам нескольких служб, занимаются частным извозом по записи. Например, компания «Сабантуй» имеет несколько лимузинов, которые предоставляет для проведения торжеств, но как служба такси не позиционируется.
Для предоставления клиентам права выбора некоторые компании объединяют несколько служб разных уровней сервиса.
Какой автопарк использовать?
В Казани работает два типа таксомоторных организаций: такси с собственным автопарком и диспетчерская служба.
Собственным автопарком обладают единицы. В их числе - «Такси 3», «FM Такси», «Такси большого города». Парк таких компаний, как правило, состоит из машин 2-3 марок с отличительной символикой, содержащей номера телефонов, либо «шашечками» на крыше. Такая схема чревата огромными затратами на старте. Чтобы купить 100 автомобилей Daewoo (Matiz и Nexia), потребуется около 21 млн руб., автомобили можно приобрести в лизинг или кредит. Помимо того, машинам необходима стоянка, оборудованная пунктом технического обслуживания, заправкой и автомойкой. Если все это арендовать, ежемесячные затраты превысят 100 тыс. руб. плюс расходы на бензин (порядка 500 тыс. руб.). Вторая сложность - подбор необходимого персонала. Водители должны быть надежными и опытными, известны случаи, когда водители пропадали и использовали автомобиль для своих нужд. У каждого водителя есть свой ежедневный план: 1 000 руб. водитель отдает службе, а все, что зарабатывает сверх этого, оставляет себе.
Совет от «FM-такси»:
Имея собственный автопарк, можно сэкономить на рекламе, размещая фирменную символику и номера телефонов на автомобилях.
Большинство казанских такси привлекают для перевозок водителей с личными автомобилями. По сути, это просто диспетчерские службы, получающие свой процент от заказа. По мнению участников рынка, если человек заработал на свою машину, его будут интересовать дальнейшие заработки, что позитивно повлияет на прибыль компании. Личный автомобиль водитель будет постоянно поддерживать в хорошем состоянии и чистоте.
Для начала бизнеса необходимо создать диспетчерскую службу: она будет предоставлять перевозчикам информационные услуги и координировать действия водителей и клиентов. На стартовом этапе затраты невелики, все текущие расходы (ГСМ, техобслуживание и автомойка) ложатся на хозяина.
Как правильно выбрать помещение?
На старте для офиса диспетчерской службы достаточно помещения площадью 15-20 кв. м. Его расположение напрямую зависит от способа связи с водителями. Если это радиосвязь, то необходимо выбирать высокие этажи либо ставить хорошую антенну, а для телефонной связи подойдет практически любое помещение. Преимущество отдается центральным районам города. Подходящий офис можно арендовать за 12-15 тыс. руб. в месяц. В нем необходимо организовать диспетчерский пункт, провести телефон, поставить радиоточку, оборудовать три рабочих места: для диспетчеров и директора. Там же будут проводиться собеседования с потенциальными водителями.
Где набрать водителей?
На начальном этапе, по мнению экспертов, на линии должно быть минимум 25-30 автомобилей. Этого достаточно, чтобы покрыть весь город: он условно делится на 6 районов, в каждом - по 5 автомобилей. При таком распределении можно осуществить подачу машины клиенту в течение 15-20 минут.
На собеседовании необходимо проверить коммуникабельность кандидата. По мнению игроков, успех такси - в культуре обслуживания клиентов. «Водители и диспетчеры нашей службы по рации и телефонам обращаются друг к другу только на «вы», - говорит Олег Абдульменев, директор «Супер-такси». - Все личные разговоры по рации запрещены. Также мы запрещаем распределять заявки исходя из личных симпатий диспетчера. Это снижает качество работы, поэтому мы прощаемся с такими сотрудниками». Стаж вождения кандидатов - не менее трех лет. Помимо этого, они должны хорошо знать улицы города, магазины, рестораны и организации.
График работы водителей - свободный, поэтому многие работают по совместительству либо только в выходные и праздничные дни. Для круглосуточной работы такси вводят 12-часовое дежурство. При этих условиях в коллективе службы такси должно быть около 100 водителей с личными авто.
На набор постоянных сотрудников уйдет около 6 месяцев. Водители работают до появления первых жалоб от клиентов, после 2-3 жалоб договор расторгается. «У нас на предприятии текучка низкая, - говорит Олег Абдульменев. - Объявления о наборе даем редко, предпочтительные каналы - бегущая строка и радио. Но в основном водители приходят по рекомендациям знакомых, уже работающих у нас. Необходимость в наборе наступает летом, с началом дачного сезона - большинство водителей уезжает за город. Осенью штат бывает полностью укомплектован».
Очень важны требования к автомобилю: он должен быть не старше 2003 г. выпуска. Предпочтение отдается иномаркам либо «ВАЗам» начиная с модели 2109. Некоторые клиенты уже отказываются ехать на «Волгах», а кто-то сразу заказывает конкретную модель авто. Техническое состояние машины оценивается в процессе работы. Если она часто ломается, то водителя на некоторое время оставляют без заказов - пока он не приведет автомобиль в порядок.
Наиль Сумгатов, генеральный директор «Триал-такси», считает, что можно сотрудничать с водителями, работающими на несколько служб. «Если человек хочет много работать, то у него уже есть навыки планирования своего времени, - говорит эксперт. - Главное, чтобы не было отказов от заявок».
Сколько платить персоналу?
В штат водителей набирают крайне редко, соцпакета, соответственно, не предоставляется. Каждый работник должен открыть ЧП, зарегистрироваться в налоговых органах и самостоятельно платить налоги с заработка.
В данный момент в налоговой инспекции нет единых требований по налогообложению таксистов. Несколько лет назад всех таксистов обязали приобрести кассовые аппараты, через полгода эти аппараты были выведены из реестра и стали недействительными, и было разрешено работать с приходными квитанциями.
Каждый водитель отдает службе такси комиссию - 20-30% от стоимости заказа, все остальное - его вознаграждение, из которого покрываются расходы на бензин, ремонт, автомойку.
Диспетчеров в компаниях принимают в штат, испытательный срок - 1 месяц. Работают по графику, как правило, сутки через двое. Один диспетчер за смену может обслужить около 150-200 клиентов, при 30-40 автомобилях на линии для организации работы необходимо 2-3 человека. С учетом графика всего должно быть 6-9 диспетчеров, по мере увеличения числа заявок набираются дополнительные люди.
Оплата труда проценты от заявок - 15-25% от суммы комиссии службы (10-15 руб.).
Для формирования отчетности нужен бухгалтер, работающий по совместительству, с зарплатой 5 тыс. руб.
Совет от «Супер-такси»:
В первый год собственник должен полностью участвовать в работе и жизни своей диспетчерской службы. Наемного директора нельзя выбирать из бывших таксистов, так как они смотрят на все с точки зрения выгоды для водителя, а не предприятия.
Какое оборудование купить?
Самое главное - выбор вида связи. Используются три способа: рация, звонки по сотовой связи или SMS.
«Мы первое время работали на сотовых телефонах, это очень неудобно, много времени тратилось на обзвон, принятие заявок, пришлось нанять двух дополнительных диспетчеров, - делится опытом Олег Абдульменев. - Вскоре перешли на радиосвязь: на одной частоте находятся сразу все водители, и они сами могут выбрать подходящий заказ. Это повышает качество и скорость обслуживания». В последнее время радиочастоту получить достаточно тяжело, требуется разрешение Россвязьнадзора, поэтому новые компании используют SMS. Затраты минимальны, операторы сотовой связи сейчас предоставляют услуги пакетов сообщений (от 95 руб. за 1 000 сообщений). Операторы по телефону принимают заявки и в виде SMS отправляют их водителям. У этого способа есть ряд недостатков: занимает много времени, оповестить можно только одного водителя, который должен подтвердить прием информации.
В диспетчерской необходимо установить базовую радиостанцию, ее стоимость с антенной и бесперебойным питанием - 20-30 тыс. руб. Автомобильные рации водители, как правило, приобретают сами либо берут в аренду у организации. Но некоторые эксперты пожаловались, что из-за небрежного отношения к имуществу компании в первый год половина оборудования была испорчена. Стоимость рации - 6-8 тыс. руб.
Очень важен телефонный номер, в этом убеждены все игроки рынка. Правило простое: телефон должен быть городской и легко запоминаться. Короткие трехзначные номера для служб такси сейчас запрещены, их предоставляют только социальным службам. Номер с комбинацией из повторяющихся цифр стоит 11 500 руб. Плюс потребуется приобрести дополнительные телефонные каналы (оплачивается как дополнительный номер - 10 тыс. руб. умножаем на число каналов), чтобы можно было одновременно обслуживать несколько клиентов. На оплату услуг связи в месяц затрачивается около 15 тыс. руб., так как звонки в основном совершаются на сотовые телефоны.
Для облегчения работы служб такси существует специальное программное обеспечение, позволяющее контролировать местонахождение всех машин, выбирать для обслуживания заказа находящиеся поблизости автомобили, а также рассчитывать стоимость поездки. В конце смены программа создает детализацию работ и подсчитывает доходы. Такие программы стоят от 50 до 70 тыс. руб. Однако почти все участники рынка работают без компьютеров, все заказы записывают в журнал, местонахождение машин отслеживают с помощью цветных магнитов с номерами. Заказы отдаются водителям в порядке очередности в каждом районе.
Как привлекать клиентов?
Обычно службы такси начинают работу с использования всех рекламных инструментов - от роликов на телевидении до объявлений на столбах. Впоследствии останавливаются на одном канале продвижения. Даже если проблем с заказами нет, рекламироваться надо обязательно, считают практически все участники рынка: «Если реклама не будет появляться, клиенты подумают, что служба закрылась, и уйдут к конкуренту».
Важно, чтобы клиенты запомнили название перевозчика, для этого водитель в конце поездки должен предложить визитку компании - один из самых эффективных способов рекламы. Визитки можно раскладывать в кафе, ресторанах, развлекательных центрах, кинотеатрах.
Затраты на рекламу на старте: 30-40% от выручки. Участники рынка говорят, что на рекламу каждый месяц нужно выделять не менее 50 тыс. руб. Наиболее эффективной рекламой участники рынка считают радиоролики, в которых номер службы такси положен на мотив известной песни. С некоторыми радиостанциями можно работать на бартерной основе.
Когда окупятся затраты?
По словам экспертов, при правильной организации стартовые затраты окупаются примерно за 6-12 месяцев. В первое время прибыль будет нулевой либо будут убытки. К этому сразу стоит подготовиться. Со второго года можно сократить затраты на рекламу.
bonus
Направления для дальнейшего развития
Владельцы всех служб такси планируют компьютеризацию работы: обработка заявок, расчет стоимости поездки, ежемесячная отчетность. Это в несколько раз снизит временные затраты диспетчеров и повысит качество обслуживания.
В перспективе - открытие элитного направления: владельцы служб такси эконом- и бизнес-классов планируют приобрести несколько дорогих иномарок, которые смогут обслуживать свадьбы, торжества. Спрос на такие услуги повышается в основном в летнее время.
Есть мнение, что через 3-5 лет в результате административного вмешательства в Казани могут остаться только предприятия с собственным автопарком. Поэтому участники рынка считают наиболее перспективным направлением развития приобретение собственного автопарка.
детали
На чужих ошибках
Ильгиз Сиразиев, «FM-такси»:
Если вы открываете службу такси с собственным парком, оптимальное количество машин для старта - 20. Мы купили сразу 100 машин и очень долго работали без прибыли. Лучше увеличивать автопарк постепенно. Машины стоит доверять только опытным водителям.
Олег Абдульменев, «Супер-такси»:
Зачастую вновь открывающиеся службы такси устанавливают демпинговые цены. Это обеспечивает стабильный поток клиентов, но после полугодовой работы водители понимают, что возить за такие день- ги невыгодно, и фирма разоряется. Три года назад мы тоже пытались идти по такому пути, но скоро от этого отказались.
Цена входного билета
Расчет для такси, арендующего офис, площадью 20 кв. м не в центре города. На start-up предприятие закупает 20 раций для сдачи в аренду водителям. К шестому месяцу в такси работают 100 водителей с личными авто, 6 диспетчеров и бухгалтер-совместитель. На линии находятся одновременно 30 машин днем и 10 ночью. Каждая машина выполняет 8 заказов за смену, средняя стоимость - 180 руб. Таксисты отдают предприятию 20% от выручки.
Единовременные расходы на открытие
Статья
Сумма, руб.
Базовая рация с предоставлением канала
10 000
Рации для машин (20 шт.)
160 000
Телефонный номер
115 000
Дополнительный телефонный канал
10 000
Затраты на стартовую рекламу
100 000
Итого единовременные расходы
381 500
Сколько приносит такси в месяц (с шестого месяца работы)
Статья
Сумма, руб. Доход 345 600
Постоянные расходы 122 000
в том числе:
аренда помещения 12 000
зарплата диспетчеров 60 000
зарплата бухгалтера 5 000
абонентская плата за телефон 15 000
реклама 30 000
Переменные расходы 3 100
в том числе: непредвиденные расходы 3 100
Итого расходы
125 100
Прибыль
до уплаты налогов
220 500
Рентабельность 176 %
Свое мнение высказывал Деловой портал.
живу я тут!!!
Единовременные расходы на открытие
Статья
Сумма, руб.
Базовая рация с предоставлением канала
10 000
Рации для машин (20 шт.)
160 000
Телефонный номер
115 000
Дополнительный телефонный канал
10 000
Затраты на стартовую рекламу
100 000
Итого единовременные расходы
381 500
Сколько приносит такси в месяц (с шестого месяца работы)
Статья
Сумма, руб. Доход 345 600
Корректировка расходов в Москве
Постоянные расходы 122 000 (сомнительная цифра)
в том числе:
аренда помещения 12 000 (Ты ж найди помещение за 12 т. в месяц, да еще чтоб круглосуточно можно было работать!) - 25000 р.
зарплата диспетчеров 60 000 (это з/п 3-х диспетчеров (или это какие-то очень дешевые диспетчеры - в Москве таких точно нет), а их надо четверо сутки-трое + пару дневных, потому как один диспетчер не может физически обслужить 100 заказов даже при наличии рации (а звонков-то еще больше!) - 120000
зарплата бухгалтера 5 000 - (Это где же такие бухгалтеры за 5 т. До первой проверки) - 15000 минимум, и еще поискать.
абонентская плата за телефон 15 000 - это даже многовато, но пусть будет так.
реклама 30 000 - маловато, но пусть будет так
Переменные расходы 3 100
в том числе: непредвиденные расходы 3 100
А кроме того, налоги на фонд з/п или обналичка (это кому как удобнее) при большом объеме корпоративных клиентов, которые и являются основой "устойчивости" компании - 22000 ПФР + 20000 НДФ= 42000 р.
Итого расходы
125 100 - я вижу 253 тысяч. И это еще не все расходы учтены.
Прибыль до уплаты налогов
220 500 - у меня получилось 92000.
Рентабельность 176 % - 26 % - И это без налогов на прибыль (или на оборот, это уж у кого какая система налогообложения).
А кроме того - рации какие? Сибишки? Т.к. комплект рации транковой стоит 11500 р. И ты еще уговори водителей их поставить (если только за счет компании и без всякой аренды) Мы же о молодой компании говорим? И что-то я не вижу в первоначальной смете компьютеров, ПО, мебели и т.д. А еще диспетчеры есть хотят - и требуют холодильники, микроволновки, чайники.
А развитие? Где оно-то. Одной рекламы недостаточно.
Все это очень красиво на бумаге и с калькулятором. И самое главное, что подобные безграмотные калькулирования вызывают в массах иллюзии относительно "хапуг-хозяев", которые лопатой деньгу гребут за "наш водительский счет". А у второй части населения вызывают иллюзии, что можно вложить чуть-чуть (а приведенные выше цифры это чуть-чуть) и дальше сидеть под пальмой и ничего не делать (лопатой деньгу грести). Собственно пусть бы их, разорятся - их дело и деньги.
Ну да, но это из делового портала Казани! провинциальные расчеты, от компаний которые уже давно существуют! Ну как бы сейчас считал Пилот, а за пять лет деньги поменялись и многие расходы стали бы в три-четыре раза большими...
А про компании... с их реальными расходами скажу одно: в этом году только я назову пяток компаний которые "приказали долго жить", а ведь об открыии многих я никогда и не слышал... и так и не узнал о закрытии значит не так все просто в этом секторе бизнеса. Хотя некоторые советы можно дать... Со стороны видней ошибки.
живу я тут!!!
Главное направление! А оно схвачено четко: малорентабельный бизнес с кучей подводных камней!
как заплатишь так и поедешь!