Русский язык в совершенстве, крепкое здоровье и водительский стаж не менее трех лет. Такие требования будут предъявлять столичные власти к таксистам. Чиновники пытаются навести порядок в этой сфере услуг. Чтобы на смену частным извозчикам пришли вежливые профессионалы, хорошо знающие город. Главная цель - сделать поездку в такси безопасной, комфортной и доступной.
Если верить наклейкам на стекле, на углу улицы 1905 года и Звенигородского шоссе паркуются одни инвалиды, к которым почему-то постоянно и без спроса садятся прохожие. При ближайшем рассмотрении оказывается, что водители вполне дееспособные, скорее даже деятельные люди. Свои легковушки пускают по кругу, то есть на собственном авто работают, как водители маршруток.
Такса у частников выше, чем у настоящей маршрутки, тем не менее водитель "Газели" скучает. "Люди работают, пытаются деньги заработать. Это удобнее, чем на маршрутке. Они как-то по-другому едут", - говорит одна из пассажирок.
Как "по-другому" могут ездить водители псевдомаршруток, регулярно наблюдают прохожие на Саввинской набережной. Частники едут со стороны Лужников. До разворота - далеко, лишние минуты - это живые деньги, а потому машина разворачивается на перекрестке, а затем на "аварийке" (а когда и вовсе без нее) порядка 60 метров - задом, строго против потока. Прямо к выходу с Бородинского пешеходного моста. Какие-то мгновения - и пешеходы становятся пассажирами. В основном спешащими, а потому невзыскательными. На вопрос, не пугают ли их видавшие виды авто, уверенно отвечают: "Да нет, тут две минуты".
За пассажиров боятся московские власти. Законопроект, устанавливающий правила игры для московских легальных такси, вот-вот пройдет третье чтение в Мосгордуме. Официальным компаниям предлагают записаться в реестр добросовестных перевозчиков - чтобы мотор с нормами экологичности не ниже "евро-2", водитель - со знанием Москвы и русского языка. В обмен город обещает предоставить площадки для стоянок и информационную поддержку. Должны появиться единый для всех шашечный рисунок, единый стандарт обслуживания. Кроме одного. "Перевозчики говорят: у меня "Жигули" - такой тариф, у меня "мерседес" - другой тариф", - рассказывает Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза.
В середине прошлого века сама по себе поездка на такси привлекала внимание как символ достатка и даже роскоши. Сегодня, когда такси в общем-то доступно, Москва нашла чем удивить горожан. В столице к подъезду можно заказать такси "Майбах" - эксклюзивное немецкое авто.
Люк, в котором можно отрегулировать светопропускную способность; сиденье, которое легко трансформируется в кровать. О том, что эта машина дарит комфорт, говорить излишне. Но главное - забытое ощущение пассажира: ведь на таком такси даже сегодня в булочную не ездят. Час поездки обойдется в 6 тысяч рублей. При этом, по словам хозяев, такое "таксо" в Москве не простаивает. "В наших дальнейших планах - такси "Кайен", "Мазератти" и "Ролс ройс", - сообщил Константин Костырев, исполнительный директор Транспортной компании.
По богатству выбора услуг такси Москва, похоже, обошла Европу. Во всех смыслах. В том числе и по цене. На удивление тех же европейских туристов, единого тарифа по городу в Москве как не было, так и нет.
Александр Христенко
Вести. Москва