Уже стало своего рода традицией подведение итогов уходящего года. Пришлось и мне, отложив рабочие дела и семейную суету, маленечко понажимать на клавиши. Да простит меня уважаемый читатель, но совершенно нет желания писать о том бардаке, который происходит вокруг, сухим официальным слогом. Буду писать как есть. Уж не серчайте пожалуйста, ладно?
Сел было писать. Задумался — с чего начать?
В 2014 году произошло достаточно большое количество событий, и далеко не все из них радостные. Так что запаситесь пожалуйста терпением – впереди много букафф.
Оригинал статьи, Сайт Межрегионального Транспортного Профсоюза, Роман Круглов. Итоги. Прогнозы. Cоветы.
Еще с 2011 года по всей стране стали как тараканы плодиться сетевые компании заказа такси. Эта тенденция продолжалась и в 2012, и в 2013… Не стал исключением и год 2014.
«Сетевики» получили ещё большее распространение как в регионах нашей необъятной, так и в сердце нашей родины — красавице Москве. Причем за счет все тех же избитых технологий — демпинг и приглашение к сотрудничеству владельцев всего того, что может передвигаться без посторонней помощи. В Москве уже прочно обосновались набившие оскомину Максим, Сатурн (под брендом RED, хотя на мой взгляд, им больше подошло бы RAT) и Везёт. Ничего нового ребята придумывать не стали и применили отработанные в регионах схемы в столичном мегаполисе, доплачивая водителям на первоначальном этапе. Слово “сервис”
эти ребята не искали даже в словарях, поэтому по минимальным расценкам рассекают все те же «джамшуты» на всё тех же, в хлам убитых Нексиях и видавших виды ладах.
На фоне всей этой веселухи, таксисты всей страны стали больше работать и меньше зарабатывать.
Зато многие пассажиры исходились восторженными возгласами от сервиса сетевиков. Правда не все пассажиры, а только лишь те, кто выжил и не пострадал в этих поездках.
«Москва. Как много в этом звуке, для сердца русского…»
Как выяснилось, не только для русского сердца что-то там слилось в этом звуке.
Вот например в Москву пожаловали серьезные игроки западного рынка такси. Get Taxi и Uber X составили жесткую конкуренцию окончательно обнаглевшему, но до боли родному Яндексу. Почему обнаглевшему? Потому что почуяв только лишь призрак монополизации рынка после победного демарша в прошлом году, Яндекс стал всерьез диктовать партнерам заведомо невыгодные условия игры. Разумеется в одностороннем порядке. При этом, руководствуясь никому непонятными мотивами, Яндекс присвоил себе право устанавливать тарифы непосредственным перевозчикам – исполнителям заказов вообще не интересуясь их накладными расходами и рентабельностью бизнеса. Более того, заняв главенствующие позиции Яндекс счел возможным проверять по своему усмотрению работников своих партнеров. Русскоязычные водители, на радость среднеазиатским трудовым мигрантам, стали массово отказываться от сотрудничества с информационным гигантом. Засилье чужестранных водителей за рулем желтых машин с атрибутикой такси заметили абсолютно все. Даже некогда воспевавшие сервис почетные блоггеры и простые пассажиры начали потихоньку воротить нос от сервиса.
На фоне подобного поведения, «обломать» Яшу (так нежно называют таксисты между собой выше упомянутый сервис «Яндекс Такси») для монстров мировой индустрии продаж информации, не составило особого труда.
И Get Taxi и Uber легко опустили минимальную стоимость проезда до невообразимых ранее 50 рублей, что не могло не понравиться потенциальным пассажирам. Водителям выполняющим такие заказы, обе компании выплачивают хорошие компенсации и бонусы. Имея сумасшедших размеров запас финансовой прочности за счет прибыли в других странах, эти иностранные ребята могут бесконечное количество времени потратить на захват перспективного Московского рынка, по факту работая в минус.
Но Get не остановился на достигнутом, и в угоду тенденциям рынка взял да и переименовал на русский лад всех узбеков и таджиков с Гетом сотрудничавших! Ну просто для того, чтобы клиент увидев в сообщении, что к нему едет водитель с труднопроизносимым восточным именем не отказывался от заказа. Так что на заказы стали приезжать Петры и Николаи подчас ни слова не понимающие по русски. Однако подлог быстро вскрылся и под гнетом обличительной правды сервис вынужден был оправдываться.
Короче, вся эта «шобла» (да простят меня за мой «французский») подменяет собой традиционное такси. Никаких гарантий безопасности при полнейшей безответственности! Просто мечта, а не бизнес! Их ни за что нельзя наказать! Совсем ни за что! Если Вас нечаянно (тьфу-тьфу-тьфу) убьют в пути, или покалечат в ДТП, компания всегда выйдет сухой из воды. К ним не применимы существующие в Российской Федерации законы!
Неспроста профсоюзы и местные компании по всему миру регулярно проводят акции протеста против работы этих диспетчерских служб у себя в стране. Даже правительства многих европейских и азиатских стран, понимая, какую опасность несут в себе «новые технологии», регулярно пытаются запретить или усложнить работу этим пройдохам.
Но только не в России.
Мы – самая радушная страна в мире!
Мы рады всем, круглосуточно и в течении 365 дней в год!
«Get Taxi и Uber пираты? Иностранные пираты? Отлично! Деньги есть? Заходите, присаживайтесь, будьте как дома! Может вам тапочки и стаканчик виски? Хотите опустошить наш и без того нищий бюджет? Мы вам поможем! Вы только сначала немножко вложитесь, а там мы подсобим…»
Видимо так думают отдельные депутаты нижней палаты Федерального Собрания.
Потому что иначе сложно объяснить, чем же они руководствуются, пропихивая всеми правдами и неправдами вреднейший для отрасли законопроект.
При том, что законопроект, просунут на первой чтение в нарушение регламента ГД РФ, при этом получивший отрицательное заключение комиссии ГД и правительства РФ.
Однако настырный депутат Лысаков (по совместительству «Главный таксист» страны) не сдавал позиций и даже умудрился в сентябре организовать конференцию таксистов чуть ли не в мировых и вселенских масштабах. Конференция была посвящена рассказам о замечательном законопроекте в целом, и о том, как здорово трудиться в слаженной команде сетевых разводящих за сущие копейки. Причем проходили эти авторские чтения не где нибудь, а непременно в Крыму.
Однако несмотря на помпезность двухдневного мероприятия и серьёзный тон в анонсе на сайте «Национального совета такси», многие участники и эксперты отрасли предпочли пропустить столь знаменательное событие, ибо всё уже было сказано на очередном форуме МЭФТ в Санкт Петербурге в августе этого года.
Видимо в следствие того, что модератором МЭФТ на сей раз был не много обещающий и всегда делающий наоборот Вячеслав Иванович Лысаков, а практически уже мессия для таксистов и ярый поборник их прав, Александр Сергеевич Старовойтов, люди приехали со всей страны. Численность гостей и участников форума била все рекорды посещаемости прошлых мероприятий подобного рода.
Все, кто что-то хотел сказать — сказали. Даже представители сетевиков.
Впрочем МЭФТ 2014 и Ялтинская конференция Лысакова отнюдь не единственные площадки на которых поднималась проблематика такси.
В начале теплого сезона, в Новосибирске во второй раз прошел форум «Транспорт Сибири», где так же собралось значительное количество трезвомыслящих людей.
Как положено — была принята и резолюция, в которой значительное место было отведено и работе сетевых компаний и прочим трудностям постоянно реформируемой отрасли.
Проходили и мероприятия в Общественной Палате РФ, и даже Правительство Российской Федерации предоставило площадку для общения власти с экспертами «от сохи». Правда эффект к сожалению мало заметен широкой публике, но он есть.
Ну, как часто говорят в телевизоре — к другим новостям.
Шах и мат Дептранс!
Намедни департамент транспорта г.Москва всё ж таки сподобился обратить внимание на неисполнение собственного обещания – возможность проезда легковых такси по полосам, предназначенным для движения маршрутных транспортных средств. Ведь обещали? -Обещали! Так подать сюда этот въезд-выезд!
Ан нет. «Кирпичи» то никто снимать пока не торопится. А раз так — каждый выезд на такую полосу(при условии, что полоса попутная) грозит таксисту 500 рублёвым штрафом. При чем эта норма распространяется на всю страну, а не только лишь на столицу.
Тут даже верно подданые и глядящие в рот властям конторы и конторки взвыли – штрафы то стали приходить пачками! Таксистам – «арендникам» на «солтовских» повозках провокационно желтого колора, особливо выходцам из Средней Азии, глубоко плевать на убытки предпринимателей. Пассажир требует и скандалит, ему ведь по телевизору сам Собянин с Ликсутовым рассказывали что выезжать можно! А таксист по их глубочайшему убеждению, просто набивает время, чтобы ошкурить ни в чем не повинных граждан. Зачем гастарбайтеру скандал? Не надо ему скандала! Проще нарушить всё подряд, а «работодатель» (он же лизингополучатель), всё оплатит, ведь по договору с Солтом (ну или ещё с кем) именно он и есть ответственное лицо!
Но более всего интересен подход столичных властей к решению проблемы — они дескать скоро обратятся в ГИБДД, с просьбой не штрафовать легальных таксистов в желтом цвете и на желтых же номерах за проезд под кирпич…
Вот тут сразу два момента вызывают у меня неподдельный интерес:
Момент первый: с чего вдруг, и в каком таком законе предусмотрена дискриминация таксистов по номерному признаку? Разве предприниматель, имеющие все необходимые документы, включая разрешение на деятельность такси, но имеющий авто на стандартно-белых номерных знаках, менее легален чем его собрат на таких же условиях но с номерами желтого цвета?
Момент второй (монументальный): Вы просто вслушайтесь (вчитайтесь) в это – «Власти Москвы попросят ГИБДД…» Не соблюдать закон?! То есть гаишникам будет предложено не обращать внимания на явное нарушение ПДД? На что ещё власти Москвы попросят полицейских не обращать внимание? Может на коррупцию? Грабежи? Мдааа…
На самом деле, многие гаишники вполне себе здравомыслящие люди. Неисполнение закона грозит уже им самим служебными неприятностями и они об этом отлично знают. Снять «кирпичи» они так же вряд ли отважатся, так как в этом случае на «выделенки» хлынет поток привыкших уже к поборам обычных автомобилистов, не желающих стоять в пробках.
У Дептранса остается два выхода:
Первый: срочно придумывать как законно запустить таксистов на выделенки, вносить изменения в КоАП и т. д.
Второй: Признать полное поражение и бессмысленность всей желтой концепции.
«Выделенки» — единственный пряник, которым заманивали в легализацию таксистов. Если ими нельзя будет пользоваться в ближайшее время, оттока таксистов из легального сектора не избежать.
Вообще, многие вещи происходящие в княжестве Московском вызывают мой живой интерес в плане посудиться по законам и разного рода нормативным актам. Есть, знаете ли, несколько прелюбопытных деталей, но… Москва на фоне всей остальной страны пока ещё «жирует» и ей не досуг заниматься «мелочами». А мне (из корыстных побуждений), лень изображать из себя доброго самаритянина и наводить порядок за счет собственный, либо же за счет других регионов. Обычно люди склонны к объединению лишь перед лицом большой общей беды. Беда пока похоже не пришла в Москву. Ну и славно.
Интересно посмотреть и влияние Дептранса на так называемый «дептрансовский пул».
Заместитель мэра, руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов заявил в интервью правительственному же телеканалу «Москва 24» о том, что Дептранс договорился с перевозчиками о двукратном увеличении машин на линии и не повышении тарифов в Новогоднюю ночь. Те кто в теме, наверняка уже валяются под столом с коликами в животах от продолжительных спазмов, имеющих в народе именование «смех».
Для тех, кто не в курсе, поясню. Ничего из сказанного Максим Станиславович обеспечить не в состоянии. Во первых, службы не имеющие собственных парков, не в состоянии влиять на решения о выходе на линию водителей – владельцев собственных транспортных единиц. При такой конкуренции, какая сейчас существует на рынке Москвы, при малейшем понуждении к работе в святой для всех россиян праздник, водитель не задумываясь сменит источник получения информации о заказах. Он всегда будет искать где лучше. Те же Убер и Гет никаких обещаний Ликсутову не давали. Остается единственный выход обеспечить номинальное количество транспорта на линии – финансовая заинтересованность конечного исполнителя заказов. Иначе полный провал и фиаско. Здесь трудно обойтись без временного повышения тарифов. Например, любимчик московских властей, крупнейший пока агрегатор Яндекс, уже придумывает различные уловки, чтобы не попасть на ковер к самому, но и тарифы все же приподнять. Ну к самому, это к тому, который всенародно пообещал…
“Пока толстый сохнет, тощий сдохнет” (народная мудрость)
Так вот, Москва пока «жирует», ну или не так чтобы шибко бедствует. Чего не скажешь о прочих перефирийных регионах. Здесь кризис уже давно по хозяйски уничтожает остатки малого и не очень среднего бизнеса. Этому способствуют и талантливейшие шаги нашего правительства, направленные на борьбу с ним же – кризисом.
То изменят ставки в ПФР и прочие социальные фонды. То с КоАПом поиграются, то с пошлинами… Ну вот скучно видно им там, в Белом доме. А вот людям в провинции вовсе не скучно. Некогда скучать – выживать нужно. Предприятия закрываются одно за другим, выкидывая на улицы толпы безработных. Это бывшие пассажиры такси, а ныне – потенциальные таксисты. Почему то в любой сложной ситуации, человек имеющий права и машину ищет спасения в такси. Даже нынешний президент России — Владимир Владимирович Путин, как то обмолвился в одном из интервью, что после возвращения из Германии в родной Санкт Петербург, ввиду тяжелого материального положения, чуть было не пошел таксовать. Вот так и у всех обычных людей кому не довелось стать президентом – чуть что – в такси.
Только вот что братцы, я открою вам страшный секрет – такси в стране совсем не резиновое, и в период всеобщего экономического спада, и глобального спада покупательской способности населения, такси страдает в первую очередь. Ведь от хлеба, лекарств и одежды люди откажутся в последнюю очередь. А вот от такси – в любой момент. Да, неудобно иногда ехать с пересадками. Да, иногда в непогоду и темноту придется и пешочком пару кварталов, но дешевле. Потому вас в такси никто не ждет.
Нет, перед Новогодними праздниками вас конечно возьмут, в расчете на традиционный бешеный ажиотаж(которого уже два года как не наблюдается). Но уже в конце первой декады января вы поймете почём «фунт лиха». Работы не будет хватать даже для опытных супер профи, куда уж Вам тягаться с ними в знании города и скорости выполнения заказов… Таков мой прогноз. Прогноз человека, почти полтора десятилетия жизни посвятившего такси. Человека, видавшего всякое – взлеты и падения, кризисы и оттепели. Так бывает всегда.
Печально, да? Не стоит отчаиваться друзья. Кризис на самом деле страшен только пока мы сами его воспринимаем как зло. Причем зло неизбежное и от нас не зависящее. А раз «от нас не зависящее», то и не стоит заморачиваться над тем, что мы не в силах исправить. На самом деле иногда это отличное время для всякого рода стартапов. Найдите свою нишу, реализуйте себя в качестве предпринимателя. Смотрите на варианты предпринимательства «эконом формата». Такие проекты наиболее жизнеспособны в период экономических затруднений. Не нужно идти в такси, послушайте доброго совета…
И так, кризис.
Страшное и ужасное слово. Чем обернется он для такси?
Друзья, будет не просто тяжело, будет очень тяжело.
Здесь советую почитать как коллегам из регионов, так и коллегам столичным, ибо всё что сейчас опишу, уже скоро ждет всех.
Первое. Невозможность обновления парка машин. Машины подорожали уже сейчас и подорожают ещё. Ожидаемый рост цен – до 40%. Кроме всего прочего, пока цены на машины окончательно не устаканятся, купить их будет практически невозможно даже при наличии живой денежной массы. Салоны уже прекратили продажи, не смотря на наличие автомобилей на складах.
Кредитные и лизинговые инструменты станут недоступными. Уже сейчас банки один за другим объявляют о повышении ставок по кредитам и сокращении кредитных линий даже для зарекомендовавших себя клиентов. Помимо этого, КАСКО, которое всегда требуют оформлять банки, уже достигает в стоимости до 30% от стоимости авто. Заодно рекомендую перечитать договора кредита или лизинга у тех, кто не успел выкупить машины. Возможно ставки по ранее выданным кредитам в отношении вас могут измениться. Здесь могу посоветовать обращаться в суд. Шансы выиграть довольно велики. Но даже если проиграете, немного отсрочите час расплаты. Может успеете поднакопить для досрочного погашения задолженности. Особенно трудно придется тем, у кого весь бизнес построен на кредитно-лизинговой, давальческой системе.
Второе. Невозможность качественного обслуживания уже имеющегося парка. Особенно, если парк состоит из автомобилей иностранного производства. Запасные части, расходники, резина – все это вырастет в цене прямо пропорционально росту стоимости авто. Придется искать аналоги оригинальных запчастей и лить в моторы более дешевое масло.
Третье: Кризис взаимных неплатежей. В первую очередь коснется тех, кто активно работает по безналичному расчету. Это неизбежно. Старайтесь заблаговременно перезаключить договора усилив ответственность сторон за просрочки. Для этого есть хороший повод — наступление нового отчетного периода.
Четвертое: Окупаемость вложений. Сроки окупаемости бизнес проектов однозначно вырастут. На фоне массового обнищания населения, часто поднимать тарифы на услуги такси – самоубийство. Но и работать по прежним тарифам в тот момент, когда вокруг дорожает совершенно всё – неправильно. К игре с тарифами нужно отнестись очень серьезно. Взвесить все за и против, присмотреться к ближайшим конкурентам. Тарифы поднимать нужно очень осторожно. Можно использовать психологически менее болезненные схемы. Например, не повышать официальную ставку минимального проезда, а сократить количество километров/минут/услуг входящих в минимальный пакет. Снижать тарифы можно лишь в отсутствие жесткой конкуренции в регионе. Если помимо Вас в регионе есть другие серьезные игроки, снижение тарифов не для вас. Водительский состав не задумываясь перейдет к тому игроку, который предложит более выгодные условия.
В общем друзья, год будет тяжелым. Но мы то выкарабкаемся, правда? Не первый раз уже жизнь бьет нас ключом по черепу. Прорвемся и в этот раз. Даст Бог, все наладится скоро. Нужно просто потерпеть. И помните – уныние – тяжкий грех!
Как всегда, с искренним уважением ко всем нашим пассажирам и с пожеланием всяческих удач настоящим таксистам в наступающем году, Ваш Роман Круглов.