В знак протеста против политики агрегаторов заказов такси российские таксисты объявили массовый бойкот всем популярным сервисам, в том числе «ЯндексТакси», Uber, Gett. В течение всего дня 10 апреля по всей России они не запускали приложения, а работали исключительно с заказами местных диспетчерских либо «от борта».
Тех водителей, которые игнорируя бойкот, все же вышли на линию, таксисты обещают заваливать фейковыми заказами, отправляя их в максимально неудобные или отдаленные места. Но истины ради надо сказать, что бойкот получился не массовым и простые пассажиры его просто не заметили. Повышающих коэффициентов не было и время подачи автомобиля состовляло 2-3 минуты. Смотрим скрины программы ЯндексТакси в разное время и видим, что коэффициентов нет.
Также таксисты поехали на стоянку перед магазином Мега Химки и там провели, что-то вроде не санкционированного митинга. Встреча прошла в спокойной обстановке, хотя полиция присутствовала, но задержаний не было и такой стихийный митинг прошел без инциндентов. Говорят, что присутствовало до 300 человек. Там же был подписан меморандум бойкота.
Так из-за чего поднялись таксисты? Далее идут выдержки из СМИ.
Таксисты бойкотируют «Яндекс.Такси» из-за увеличения размера комиссии, взимаемого за получение заказа через агрегатор. После уплаты такой комиссии, водитель может не получить прибыль за совершенную поездку или даже «уйти в минус». Об этом сообщил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» руководитель центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.
Он пояснил, что 22 марта «Яндекс.Такси» в одностороннем порядке повысил размер своей комиссии с 20% до примерно 30%, включая платежи за пользование таксометром, подключение водителей и прочие услуги.
Это все привело к тому, что половину своей суммы водитель такси должен отдавать за то, что он получил заказ от агрегатора. Это включая всякие накрутки партнеров «Яндекс.Такси», которые организуют перевод денег. Себестоимость обработки системой заказа равна примерно 1 рублю, при этом все агрегаторы берут 20-30%, и это ни экономически, ни административно не ограничено. Поэтому очень много таксистов массово отказываются от выполнения заказов от «Яндекс.Такси». Раньше это было просто невыгодно, теперь – это работа в минус
— рассказал С.Швагерус.
По словам С.Швагеруса, к бойкоту присоединяются также водители такси в 15 крупных городах РФ. Для пассажиров это может привести к массовому отказу таксистов реализовывать заказы через приложение «Яндекс.Такси».
В целом ситуация не очень хорошая ни для потребителя услуг, ни для самих таксистов, ни для агрегаторов вызова такси, ни для властей города Москвы
— заключил он.
Мнение другого эксперта, и тоже для "Эхо Москвы" Олега Амосова.
Бойкот проводят несколько группировок таксистов в Москве: они просто не выходят на работу по всем агрегаторам, а работают через диспетчерские службы, которые принимают заказы по телефону,
Сказал Олег Амосов и также подчеркнул, что бойкот распространяется на большинство крупных агрегаторов. «Не только «Яндекс.Такси» и «Gett». Водители «Uber» тоже не выходят на работу. Сейчас даже блокируют такси «Angel» и «Рич», — добавил он.
По словам О.Амосова, цель бойкота – показать, что водители такси могут сплотиться и требовать соблюдения своих прав.
Причина банальная: цены на такси падают, а проценты по заказам поднимаются, в результате таксисты меньше начинают зарабатывать. Требование — чтобы государство ограничило проценты агрегаторов до 10% и создало фильтр допуска на рынок,
— пояснил он.
При этом О.Амосов подчеркнул, что проведение акций протеста таксистов не будет означать невозможность для горожан заказать такси у бойкотируемых агрегаторов. «Я не думаю, что она будет массовой, и не думаю, что рядовой пассажир увидит результаты по этому бойкоту», — отметил он.
Амосов рассказал, что акции таксистов в разных форматах также планируются в 4-5 крупных городах России, однако, по его данным, ни одной заявки на проведение митинга или другой массовой акции ни в одном городе России подано не было.
Председатель комитета Московской Торгово-промышленной палаты (МТПП) по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко рассказал, что ни крупные, ни мелкие таксопарки не поддерживаю байкот.
- На последней встрече комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом мы обсудили этот вопрос с представителями Департамента транспорта Москвы и крупнейшими агрегаторами такси. Мы пришли к соглашению, что важнейший показатель экономической эффективности работы перевозчика – это средняя получка водителя в час за вычетом комиссии, которую он выплачивает агрегаторам и таксопарку. То есть «чистые» деньги, которые он может потратить на аренду автомобиля, бензин и оставить себе какую-то часть.
- Заработок агрегатора зависим не только от тарифа, но и от баланса спроса и предложения – от того, сколько машин находится на линии и сколько заказов в это время происходит. У «Яндекс.Такси» есть инструменты, которыми можно регулировать этот показатель. Но сервис не учел ряда недавних изменений: уменьшение количества заказов, увеличение количества водителей. В результате каждый водитель получал необоснованно низкий заработок, которого ему не хватало, чтобы оплатить все текущие расходы и оставить себе какой-то минимум. В связи с этим было заключено соглашение, что мы будем мониторить ситуацию, следить за этим показателем практически круглосуточно.
К 16 апреля будет уже точно известно, достиг ли «Яндекс.Такси» баланса спроса и предложения, о которых мы договаривались. Если показатели войдут в норму, то работа найдет в нормальное русло и все снова встанет на свои места.
- Мы ее не поддерживаем. Обсуждая эту ситуацию, мы пришли к выводу, что забастовка – крайняя форма протеста, когда договорные процессы уже зашли в тупик. Мы же никакого тупика не видим, а переговоры идут достаточно активно, уже достигнуты определенные соглашения под контролем Департамента транспорта Москвы, который обратил особое внимание на необходимость соблюдения режима труда и отдыха водителей. Переработки негативно сказываются на качестве, а главное на безопасности обслуживания пассажиров.
Русский Ямщик:
Сегодня трудно себе представить современные российские города без приложений по вызову такси. За короткое время современные технологии фактически превратили простую услугу такси в удобный вид общественного транспорта индивидуального пользования. Такси с помощью приложений используют все больше людей. Соответственно, в связи с широким развитием и доступностью услуги, накапливаются и новые проблемы, решение которых требует системного подхода к регулированию отношений в сфере такси. Отношений между участниками бизнес-процессов в такси. Поскольку де-факто, в отсутствие вмешательства властей, на рынках такси сложилась патовая ситуация. С одной стороны – постоянное понижение тарифов ведущими агрегаторами вызова такси – благо для граждан. Людям нравится, когда хоть что-то постоянно дешевеет в государстве. Властям – что транспортная мобильность населения растет. Не нравится подрядчикам – таксистам. Ведь расходы на выполнение собственно перевозки постоянно растут, а доходы системно уменьшаются. Ладно, это ведь бизнес – там ужались, тут ужались, здесь сократили… Все – некуда уже. Водители практически круглосуточно работают, безопасность – «авось пронесет». Но бизнес – дело жесткое, а бизнес «новых технологий» - тем более. Тарифы повышать агрегаторам нельзя не в коем случае – упадут показатели, снизится количество заказов. Должен быть постоянный рост потребления услуги такси – иначе это означает плохую отчетность для инвесторов. В итоге имеем систему, которая работает в одну сторону – на постоянное понижение безопасности, качества услуги такси и доходов исполнителей услуги. Чудес в экономике, даже цифровой, не бывает – расходы на осуществление перевозки постоянно растут – топливо, автомобили, их обслуживание и проч. – отнюдь не дешевеют. Вот очередной «бойкот» водителями такси крупнейшего сервиса вызова такси – Яндекс.Такси сегодня объявлен. В нескольких городах. По факту – и так растет количество жалоб пассажиров в социальных сетях, на то, что водители, приехав на заказ, разными способами отказываются его выполнять. То есть «бойкот то - ползучий» - без всяких объявлений, децентрализованный, как сейчас модно говорить. Причина простая – Яндекс.Такси существенно поднял свои комиссионные для водителей. Тарифы, конечно - остались прежними. Официальное объяснение – сервису необходимо развиваться. Надо сказать удивительное объяснение. Что можно сделать? Думаю, водителям надо обращаться к органам власти. В Департамент транспорта города Москвы, в Московскую торгово-промышленную палату. К Мэру Москвы, наконец. Наверное «бойкот» агрегатора, дерущего конские проценты, должен стать постоянным. Просто не работать с Яндекс.Такси. Принципиально. Есть ведь другие сервисы. Рынок же. Правда терзает одно сомненье – что будут делать водители, если вслед за Яндекс.Такси свою комиссию повысят и другие агрегаторы…
Приколы бойкота
Не обошлось и без курьезов: Яндекс, испугавшись стал защищаться, и у центрального офиса Яндекс на Льва Толстого появился ОМОН
Хотя, возможно и правильно, судя по следующему видео.
Новости бойкота из регионов, Рязань
В Рязани прошла забастовка водителей такси. В акции приняли участие более 50 человек. Таксисты не будут принимать заказы от популярных интернет-сервисов в течение трех дней.
Бойкот агрегаторов в Воронеже
Большое количество желтых автомобилей такси заметили на одной из улиц Воронежа. Наблюдатели насчитали около 50 машин собравшихся на акцию, а вот сколько водителей реально отключили систему неизвестно, тем более, что машины достаточно быстро разъехались.
Бойкот агрегаторов в Сочи
В Сочи к 10:00 на уличной парковке у торгово-развлекательного комплекса «Море Молл» собрались около 100 экипажей. Водители жаловались на повышение тарифов за пользование сервисом заказа почти в два раза. По словам водителей, все машины, которые подъехали к ТЦ, были внесены в «черный список» и отключены от сервиса приема заказов.
Бойкот ЯндексТакси в Казани
Со вчерашнего утра в группе водителей такси «ВКонтакте» «Яндекс Такси Казань» пользователи опубликовали сообщение:
Все, кому небезразлична ситуация в такси, собираемся на „Парк Хаусе“
Однако успехом акция не увенчалась: на парковке собрались всего несколько десятков водителей. «40 человек приехали к ТЦ „Парк Хаус“, еще человек 30–40 просто не принимали заказы,
Большая часть так называемых таксистов могут только в инете языком чесать. Все, кто сегодня работал и продолжает работать, — флаг им... всех цветов радуги.
Коментарий ЯндексТакси
Сервис работает в обычном режиме. Количество поездок, заказанных с помощью сервиса «Яндекс.Такси», в Москве и других городах растет. Увеличивается и количество водителей на линии: сегодня их больше, чем в этот же день в прошлые недели,
— заявили в пресс-службе «Яндекс.Такси».