С 1 марта изменятся обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, тепрь в обязательных реквизитах путевого листа в числе cведений о транспортном средстве будут содержаться показания одометра при выезде транспортного средства с парковки, предназначенной для его стоянки по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства. Также в этих реквизитах будет отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места парковки и его заезда на нее (приказ Минтранса России от 21 декабря 2018 г. № 467).
Причем путевой лист будет оформляться до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. В настоящий момент он оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов). Уточняется, что если на одно транспортное средство станут оформлять несколько путевых листов раздельно на каждого водителя, то отметку о контроле техсостояния будут проставлять в путевом листе водителя, который первым выезжает с парковки. Документ вступит в силу 1 марта.
Это связано с тем, что с 21 декабря прошлого года юрлица и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд, должны обеспечивать стоянку транспортных средств по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Напомним, что министерство планирует обязать автовладельцев получать госномера по месту регистрации с 4 августа.
обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;
Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" раскритиковало подготовки Минтрансом введения системы "ПЛАТОН" для перевозок как малотонажным транспортом, так и такси.
Ущерб от принятия поправок Минтранса РФ в Федеральный закон приведет к снижению ВВП страны и составит около 900 млрд рублей в год
Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" (далее - ОЗПП) обратилось к руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву с предложением выступить против принятия поправок, разработанных Министерством транспорта РФ, в Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. №22-ФЗ «О навигационной деятельности» (изменения размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, https://regulation.gov.ru/p/47960).
По мнению ОЗПП, принятие поправок приведет к серьезным негативным последствиям, как для транспортной отрасли, так и для российской экономики в целом. Среди них подрыв базовых принципов цивилизованной конкуренции, нарушение антимонопольного законодательства, существенный рост неналоговых платежей, которые в совокупности приведут к разгону инфляции, ухудшению делового климата и жизни граждан.
Проект изменений Федерального закона, предложенный Министерством транспорта РФ, предполагает установку на транспортные средства многофункционального бортового устройства, которое должно быть подключено к Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» с последующей обязательной идентификацией в системе взимания платы «Платон». Соответствующей аппаратурой должны быть оснащены автобусы, троллейбусы категорий М2 и М3 (до 8 и более мест сидения, массой менее 5 и более 5 тонн), грузовые автомобили категории N1, N2, N3 (массой менее 3,5 тонн, от 3 до 12 тонн, и более 12 тонн). Установка устройств должна осуществляться за счет владельцев транспортных средств. Фактически изменения будут распространены на все колесные транспортные средства, перевозящие не только грузы, но и пассажиров, в том числе внутри городов, включая такси.
Таким образом, навигационная информация о передвижении всех указанных типов транспортных средств будет передаваться исключительно через частную систему «Платон», причем без возможности отказа в предоставлении такой информации. Следуя логике предлагаемых изменений, частный бизнес и государственные организации сначала будут обязаны передавать важнейшую логистическую информацию в систему «Платон», а потом – платить этой же частной структуре за предоставление данных.
Передача всей навигационной информации через систему взимания платы «Платон» приведет к существенному росту неналоговых платежей и будет оказывать дополнительную финансовую нагрузку на коммерческих участников рынка пассажирских и грузовых перевозок и других отраслей экономики. Подобная практика избыточного фискального давления прямо противоречит позиции Правительства РФ, которое заявляло о принципиальной недопустимости дальнейшего роста неналоговой нагрузки на бизнес. Важно отметить, что недавно с критикой подобных квазиналогов выступил и Президент РФ Владимир Путин.
Платить оператору системы «Платон» за получение информации о движении колесного транспорта будут вынуждены и субъекты РФ, и муниципальные власти. Это станет обременительной нагрузкой на региональные и муниципальные бюджеты, которые испытывают серьезный дефицит средств.
Оператор частной системы «Платон» получит неограниченный доступ к сбору и обработке данных по движению всех колесных транспортных средств, перевозящих грузы и пассажиров по всей стране. В частности, система «Платон» будет аккумулировать полную информацию о логистических потоках конкурирующих между собой торговых сетей, конкурирующих систем электронной торговли и их логистических потоках, систем доставки пассажиров и грузов. Это затронет деятельность всех торговых сетей в стране, таких компаний как Х5 Retail Group, Магнит, Лента и др., ФГУП «Почта России», проекты электронной торговли Сбербанка, Яндекса, такси и многих других.
«Это означает крайне высокие риски утечки и манипуляции данными, подрыв базовых принципов антимонопольного законодательства и цивилизованной конкуренции, защиты прав собственности и корпоративной безопасности, - отмечает председатель ОЗПП Михаил Аншаков. - Особую актуальность данные риски приобретают в связи с участившимися в последнее время случаями утечек различных баз данных в Интернет и торговли базами данных».
В результате, это приведет к существенному ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата, повышению уровня инфляции (поскольку издержки на выплатах в систему «Платон» будут закладываться в цены на товары и услуги), последующему снижению уровня жизни граждан, а также замедлению экономического роста. По предварительным оценкам экспертов, внедрение обязательной платы за навигационную информацию повлечет рост цен на товары и услуги и другие негативные последствия, что в совокупности с антимонопольными рисками приведет к снижению ВВП России на 0.9% и составит около 900 млрд рублей в год.