Агрегатор такси, принимая заказ, заключает договор перевозки и несет все обязанности перевозчика, следует из апелляционного определения Мосгорсуда, вынесенного на втором круге рассмотрения дела ООО "Такси "Престиж".
На примере этой компании ранее Верховный суд (ВС) РФ разобрал вопрос о взыскании с агрегаторов такси компенсации ущерба и морального вреда, которые были нанесены из-за аварии во время поездки, отменил "отказные" судебные постановления и отправил дело на пересмотр в апелляционную инстанцию, пишет interfax
Свое новое определение она построила на нормах Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (федеральный закон N259-ФЗ, принятый в 2007 году - ИФ). Статья 31 этого документа устанавливает, что договор фрахтования легкового такси заключается в устной форме с водителем, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени.
Но на случай с агрегаторами это правило не распространяется, следует из апелляционного определения. "[Водитель такси, получивший заказ через "Такси "Престиж"] не являлся фрахтовщиком, поскольку непосредственное участие в приеме заказа по телефону от пассажира не принимал, получил такую информацию от диспетчера", - говорится в документе. Поэтому договор перевозки был заключен именно с "Такси "Престиж", констатировала апелляция, так как именно эта компания приняла заявку на перевозку, сообщила о принятии заказа и направлении автомобиля.
В результате Мосгорсуд решил взыскать с "Такси "Престиж" 264 тыс. 159 рублей возмещения ущерба и по 100 тыс. рублей компенсации морального вреда в пользу каждого из четырех истцов - родственников погибшего пассажира такси.
Такие же суммы взысканы и с владельца автомобиля такси, которого на первом круге рассмотрения дела Мосгорсуд, в отличие от первой инстанции, от выплат освободил - на том основании, что его ответственность была застрахована и требовать деньги надо со страховых компаний. В новом определении апелляция пишет, что платить придется, так как на работодателя возлагается обязанность возместить не только имущественный, но и моральный вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.
В отношении водителя решение первой инстанции Мосгорсуд оставил без изменения. Он должен заплатить каждому из четырех истцов по 700 тыс. рублей компенсации морального вреда.
ДТП, в котором погиб пассажир, воспользовавшийся сервисом "Такси "Престиж", произошло 5 октября 2014 года. Истцы - муж и дочери погибшей пассажирки - требовали с таксиста, владельца машины и агрегатора солидарно компенсацию расходов на погребение (553 тыс. рублей) и по 1,5 млн рублей возмещения морального вреда.
Кстати, еще в декабре 2017 Европейский суд признал Uber сервисом такси. Теперь агрегаторы в Европе отвечают и за качество, и за безопасность перевозок. В России, чтобы уйти от ответственности, агрегаторы и таксопарки используют сложную схему владения транспортным средством.
Участники рынка воздерживаются от комментариев, ссылаясь на то, что в России нет прецедентного права. Однако адвокат в области прав потребителей Алишер Захидов уверен, что теперь агрегаторы станут сговорчивее:
Потребитель может привлечь к ответственности всех троих, и должен привлекать. Схема иска должна быть именно такая, потому что сегодня агрегаторы неправомерно пытаются уйти от ответственности. Компания, которая дает в лизинг машины непосредственно водителю, тоже хочет уйти от ответственности. И получается водитель крайний, а отвечать должны все трое. Кстати, здесь обязательно третьим лицом привлекать страховую компанию. А потом уже по решению суда уже кто-то будет кому-то дальше взыскивать
Если говорить о рынке в целом, то ситуация критическая, говорит председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
Все стороны страдают. Водители устают, потому что цены низкие. Масса этих агрегаторов на рынке, которые выжигают сами рынок и борются между собой, поэтому они тоже рапортуют об убытках, а в конечном счете страдает пассажир, потому что получается услуга не очень качественной.
По словам руководителя центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислава Швагеруса, такое решение было принято впервые в столице после постановления Верховного суда от 9 января 2018 года, в котором агрегаторы такси признаются ответственными за ущерб от ДТП.
А вот по стране такие решения уже были. Например, в 2013 году агрегатора «Нон-стоп столица» в Ханты-Мансийском АО обязали выплатить деньги за ущерб от аварии, в Новосибирске компанию «Слэнг» — также в 2013 году,
— сказал Швагерус.
Он добавил, что в Москве ранее дела при подаче исков до судов не доходили. «Компаниям удавалось разрешить конфликт до суда, а кто-то из истцов побоялся судиться. Теперь, после постановления Верховного суда, решения будут приниматься в пользу пострадавших», — уверен эксперт.