Начались показательные судебные процессы по делам подключашек и таксопарков, доначисляют десятки миллионов рублей за прошлые налоговые периоды 2021 / 2022 и скоро 2023, что будет дальше?
Решение арбитражного суда Ставропольского края № А63-8990/2023 по делу ИП Афанасова Артура Иосифовича.
Вот ссылка на 36 страниц решения суда первой инстанции и как по мне, это на 25-30 страниц больше чем стандартные судебные решения.
Объем решения и проработанность позиции, указывает на то, что над решением работали, юристы ФНС, а не сотрудники судебного аппарата, как бы намекая, что водителям пора платить налоги с полученного от пассажиров, например как плательщик НПД, парковый самозанятый или как ИП на УСН + ПСН, да как угодно, но платить налоги надо.
Однозначно, есть посыл и бизнесу, что пора начинать правильно декларировать доход от аренды автомобилей, да и с подключения в принципе тоже, так как по-прежнему в регионах РФ, есть мелкие партнеры, которые пропускают деньги от агрегатора по патенту, выдают нал водителям, имитируют сделкой 50/50 трудовые отношения.
В тезисах, про обстоятельства дела Афанасова:
1/ ФНС проверила 2021 налоговый период, то есть с 01 января по 31 декабря.
2/ ИП Афанасов А.И. в этот период, по настоящее время, партнер ЯТ. Принял на себя от пассажиров, как агент водителей - 93 157 525, 80 руб. (нал / безнал), с которых ЯТ удержало комиссию в размере - 26 010 419, 90 руб. ( примерно - 28% ).
Афанасов задекларировал агентское вознаграждение (доход) в размере - 2 563 296, 00 руб., то есть примерно 3%, работал через Мозен.
3/ ИП Афанасов А.И., применяет УСН "Доходы", основной ОКВЭД 49.32, деятельность легкового такси, есть и арендный ОКВЭД 77.11, но есть и ОКВЭД по подключению 62,09, при этом ИП Афанасов А.И. еще покупал патент под ОКВЭД 49.32.
4/ ИП Афанасов А.И., в проверяемый период, имел на праве собственности 7 автомобилей, а в 2022 году, оформил на себя разрешение на таксомоторные перевозки, в отношении еще 10 автомобилей, которые тоже были в собственности.
5/ В итоге, ФНС решила, что агентский договор с водителями тут неприменим, так как фактически, водители оказывают ИП Афанасову А.И. услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Принятые на себя, по оферте я Яндекс Такси - 93 157 525, 80 руб. от пассажиров, то есть клиентов Афанасова, являются доходом Афанасова, соответственно, с такого дохода надо заплатить УСН - 5 435 648 рублей, еще был штраф, но его снизили в 16 раз.
Выводы:
Решение суда, максимально подробное. Суд дал оценку, договору между партнером и ЯТ, обратил внимание, на то что заказы выполняются от имени партнера.
Отметил, что ИНН партнера указан в агентском кассовом чеке, который формирует Яндекс Такси, а также, что по смыслу оферты с ЯТ, партнер это Служба Такси, а не агент, короче классика жанра.
Эта проблема, как раз решается легко, если водитель плательщик НПД и переводится в паркового самозанятого, то заказ пассажира он будет выполнять от уже своего имени, но нужно применять несколько обновленный агентский договор, про это я говорил ранее.
Могло ли, повлиять на решение ФНС, то что у ИП Афанасова А.И. главный ОКВЭД 49.32. есть в собственности легковые автомобили с разрешением такси, он покупал патент под деятельность такси (хоть заявил что не вел деятельность) - да 100% могло и повлияло!
Означает ли это, что "чистые" подключашки в 100% безопасности, после такого решения суда?
Считаю что нет! Риски есть, но шансы устоять при возникновении претензий по прошлым периодам у "чистых" подключашек" хорошие.
Если работаете с железом, правильно декларируйте доход от аренды, сильно не занижайте налоговую базу, разделяйте подключение и железо, причем строго не аффилированно, так как при таком разбирательстве, все связи могут легко установить.
Разбор сути.
Давайте сразу зафиксируем. ФНС проверяла Афанасова, по налоговому периоду 2021 г.
Первое требование от налоговиков, Афанасов получил 12.04.2022 г. Требование было по патенту. Нужно было объяснить ФНС, как патент на таксомоторные перевозки, на один автомобиль, сгенерировал более 60 млн. рублей, предельный лимит по ПСН.
Соответственно, изначально, Афанасов вообще не планировал платить налоги с деятельности партнера ЯТ и сдачи в аренду автомобилей исходя из УСН, тогда в далеком 2020 / 2021 г. это было модно, но глупо.
Вся возня, вокруг дела Афанасова, длилась весь 2022 г., тогда были сделаны запросы в ЯТ, был составлен акт камеральной проверки (11.07.2022 г.), были неоднократные, часто абсурдные возражения Афанасова в ФНС, все было в 2022 г.
Если меня спросить: Почему попал Афанасов, а не кто-то другой, из тысяч партнеров ЯТ, подключашек и железных парков?
Я отвечу, что ему просто не повезло.. он допустил ошибки в работе, стал ругаться с ФНС, стал перекладывать свои проблемы на ЯТ, затягивать ЯТ в судебный спор, говорить что он ни при чем, залип в этой возне с ФНС, почти на два года и доехал в споре до 580-ФЗ.
В 2024 г. по нему, было принято уже совсем другое решение, соответствующее целям нового регулирования, где коллаборация из юристов ЯТ + ФНС, под давлением властей, поставили на его споре точку, чтобы начать сдвигать водителей в сторону НПД.
Проверяли 2021 год, спорили в 2022 г., но решение суда выдержанно в стиле 2023 / 2024, в стиле 580-ФЗ.
Суду, конечно помогли разобраться в функционале диспетчерской, приложении ЯТ и выделить главные тезисы в решении, нужные ФНС, то есть правительству РФ.
Все водители, должны быть ИП или плательщиками НПД, тогда все прокатит, а если нет, то будет много раз как с Афанасовым, но только быстрее и жестче.
Самое важное, в решении суда, это детальная оценка механизма заключения договора фрахтования, между пассажирами и Афанасовым, что сразу указывает на то, что Афанасов по смыслу транспортных уставов фрахтовщик, теперь их называют перевозчики легковым такси.
Если Афанасов, по законам РФ фрахтовщик, значит агентский договор между ним и водителями, это притворная сделка, соответственно суд переквалифицирует агентский договор, в договор возмездного оказания услуг, где водители на своих автомобилях, как бы оказывают Афанасову, услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Получается ситуация, при которой Афанасов оказывает услуги пассажирам, силами привлеченных водителей, которые выполняют от лица Афанасова перевозки и получают от Афанасова, оплату за свои услуги, которые они оказывают именно Афанасову.
Соответственно, все полученное от пассажиров, это доход Афанасова, а все остальное, например комиссия ЯТ, выплаты водителями, это расходы Афанасова.
При этом, Афанасов применяет в своей деятельности УСН "Доходы" соответственно не может, уменьшить налогооблагаемую базу, на расходы связанные с ведением предпринимательской деятельности, поэтому он попадает с 93 млн. рублей полученных от пассажиров на 6% исходя из УСН. Печальный антракт.
Выводы. Какие выводы, можно сделать после изучения решения суда по делу ИП Афанасова?
1. Бездумный схематоз с патентом (ПСН), при осуществлении деятельности по подключению и сдаче авто в аренду, вместо налоговой оптимизации, вылился в глобальную проблему, а началось все в начале 2022 г. именно с патента.
2. Как только начали скидывать с патента, в начале 2022 года, Афанасов переобулся на УСН, но забыл почему-то отразить доход полученный от аренды авто в 2021 году.
Я точно не знаю, сколько авто Афанасова, каталось в диспетчерской, но могу предположить, что не менее 10, уверен что их было больше, авто друзей, родственников, инвесторов, я постоянно слышу такие истории от клиентов.
Все эти авто, сдавались в аренду водителям, с баланса которых в ЯТ удерживались арендные платежи, составляющие доход Афанасова, от аренды авто.
Под давлением налоговиков, Афанасов, задекларировал доход от агентской деятельности по УСН в размере 2 563 399 руб., что составляет примерно 2,7% от 93 млн. руб. и это соответствует рынку, при этом в возражениях, он зачем то говорит про 10%
Предполагаю, что изначально Афанасов не отразил наличные деньги, которые получают водители от пассажиров, считая, что он не имеет к ним отношения, такие выводы просматриваются в решении суда.
Такие действия, являются грубой ошибкой агента, при ведении агентской деятельности, но были популярны в 2020 / 2021 годах.
Нет смысла для агента, скрывать чужой доход от ФНС, то есть доход водителей, если конечно, это не доход Афанасова, как в итоге решил суд.
Вернемся к авто. Афанасов эксплуатировал Лады Гранты. Считаю, что справедливая среднерыночная стоимость аренды, такого авто в Ставропольском крае + - 25 т.р. в месяц * на 10 авто * 12 = 3 000 000 руб., налогооблагаемая база по аренде, в декларации Афанасов отразил только доход агента - 2 563 399 руб...
Доход по аренде, был просто не задекларирован, это сразу привлекло внимание налоговиков, так как часть авто, была в собственности Афанасова и они видели их в диспетчерской ЯТ, но не видели налогов с арендного дохода.
3. Однако, в решении суда, не сделан акцент, на авто в собственности Афанасова и даже отмечено, что в данной ситуации не важно, есть разрешение на такси или нет, так как перевозка могла быть простыми легковыми авто, но изначально Афанасов попал под каток ФНС, из-за кривой схемы работы и занижения налогооблагаемой базы.
4. В решении, суд отмечает, что Афанасов взаимодействовал с физическими лицами без статуса ИП, но потом несколько раз по тексту указывает на статус НПД, чтобы соответствовать текущим реальностям 580-ФЗ, указывая на то, что сегодня НПД у водителей, это главный оберег подключашки и железного парка, в споре с ФНС.
5. Суд подробно разобрал договор ЯТ с партнерами, конечно с этим суду помогли, зацепившись за то, что Афанасов, фактически Служба такси и он состоит или в трудовых или в гражданско-правовых отношениях с водителями, фактически является фрахтовщиком, перевозки осуществляются от его имени.
По мнению суда, агентский договор, мог быть заключен между водителями и Афанасовым, но его положения вступили в конфликт с офертой ЯТ и логикой транспортных кодексов, поэтому логика агентского договора, позволяющая не учитывать в налогооблагаемой базе агента "чужие доходы" не применима. По мнению суда, Афанасов неправильно выбрал режим налогообложения при данной схеме работы.
Да, если бы Афанасов, применял УСН "Д- Р" нужно было бы сильно поспорить с ФНС, за размер налоговой базы, что указывает на то, что партнеры с УСН "Д- Р" по моему мнению, не будут являться для ФНС, простыми целями, но с другой стороны, случаев отказа зачета сомнительных расходов железных парков, со стороны ФНС, становится все больше.
6. Афанасов, в самом начале спора с ФНС, зачем то стал все валить на ЯТ, говорить что фактически ЯТ оказывает услуги пассажирам, что все это доход ЯТ, и то что его используют как прокладку для оптимизации налогов.
Источник @taxi_fz580: консультации, договоры, настройка схемы работы Telegram / WhatsApp
Последние комментарии