
Я вижу, что многие не понимают, что происходит на рынке такси. Происходит это попросту из-за незнания и непонимания многих событий и особенностей рынка. Путают рынок заказов на автомобильные поездки (т.е. потребность), с такси и райдшерингом (инструментами удовлетворения этой потребности).
Как было раньше? Была устаревшая система такси, которая не могла удовлетворить спрос рынка на дешевые поездки. Это спрос компенсировался чёрным рынком - бомбилами. При этом рынок заказов вообще не был централизован. Машины как правило ловили с руки (что такси, что бомбил), такси дополнительно вызывали по телефону.
Затем случилась революция. Но не в такси. А на рынке ЗАКАЗОВ. Появились удобные мобильные приложения, с помощью которых стало можно удобно заказывать поездку и использовать безналичные средства оплаты.
Компании, которые подвигали мобильные приложения, являлись мощными IT-компаниями с бюджетами на продвижение. Которое заключалось в скупке заказов у традиционных таксомоторных компаний, массовой рекламе и кампании по привлечению водителей.
Таким образом через очень короткое время, бОльшая часть заказов стала доступна только через эти приложения. Соотвественно и таксомоторные компании подключились к агрегаторам, плюс начали массово подключаться бомбилы. В итоге, очень быстро рынком заказов стали править агрегаторы. А кто является владельцем рынка заказов, тот может диктовать и условия перевозок.
Власти поначалу просто прозевали появление агрегаторов. Глазом не успели моргнуть, а вся Москва уже вызывает машины через приложения. До определённого момента власти никак не вмешивались, а потом вмешались. Но фактически только в части обязательств агрегаторов не регистрировать в системе машины, не соответствующие требованиям к такси. В итоге, агрегаторы немного поупрямились, но согласились, тем более никаких проблем их заработка это не создало. Машины раскрасили в цвета такси, получили на машины лицензии и стали дальше продолжать экспансию. Расходы на покраску и лицензию де-факто переложили на водителя такси. Который с некоторых пор стал уже не сотрудником таксомоторной компании. А чуваком, который просто берет в аренду тачку, оформленную как такси. Медосмотры и прочее, естественно, либо не делают вовсе, либо покупают бланки и штампуют сами же. буйным цветом расцвёл совершенно пагубное явление - подключашки.
Что в итоге произошло? Произошло слияние рынка такси и бомбил. Бомбилы работают на более низких ставках, но это происходит за счёт системных переработок, работа за рулем по 18 часов является далеко не исключением, а 12-13 часов скоре правилом.
Плюс, Москва огромный город и на десятки миллионов людей, всегда найдётся полсотни тысяч людей, которые вообще согласны работать просто ЗА ЕДУ. Натурально. Сел, откатал сутки, покормили - и на том спасибо. В итоге, люди которым нечего больше терять, массово стали устраиваться на работу водителем арендованных тачек, работающих по заказам агрегаторы. Теперь это стали называть - такси. Естественно, таким образом они начали вытеснять обычных водителей, которые считали это работой и хотели, уж простите не только кушать, а содержать свою семью, например...
До определённого момента все шло более менее плавно, и не быстро. Однако затем на рынок пришёл новый амбициозный игрок, который начал попросту поглощать рынок заказов. А вслед за ним, и все остальное.
Это делалось через политику скупки заказов, агрессивных поглощений, демпинга цен. Результат не заставил себя долго ждать, примерно с 2016 года все дремлющие негативные тенденции резко обстроились и начался лавинообразный процесс разрушения традиционного такси, вытеснение местных жителей с рынка труда такси, массовый приход гастарбайтеров с иностранными правами (они были согласны работать за гроши), запустился процесс ценовой войны, цены на поездки стали резко падать (несмотря на рост цен на бензин, машины, запчасти, еду, на все!) в итоге, вслед за эконом-классом, уже даже в бизнес-классе стало редкостью встретить местного жителя. Даже там работают гастарбайтеры.
Подчёркиваю, я совершенно далёк от различного рода национальных предрассудков. Речь лишь о том, что московский рынок стал недоступен для работы москвичам! Т.е. местные жители попросту выброшены с него, под напором непритязательных, готовых работать буквально за еду новых искателей лучше доли.
А особенность Москвы с ее огромным притяжением и колоссальной финансовой и людской накаченностью, что этот процесс будет бесконечным. Здесь всегда будут люди, которым нечего терять. Это и просто молодые люди, приехавшие из глубинки, и гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья, и бывшие заключённые, и наркоманы и прочие. Это все люди, которые ищут хоть какую-нибудь работу, чтобы прокормиться. И этому шквалу открылся весь рынок того, что было раньше - такси. Итог предсказуем. За рулем случайные люди, очень много перерабатывающие, готовые получать гроши, часто не способные к профессиональной работе за рулем, с иностранными правами, полученными неизвестно как.
Поверьте. Вот все что я описал - это УЖЕ предпосылка к серьёзной озабоченности. Даже просто резкое нарушение уклада жизни местного населения, полное изменение рынка труда отрасли - это уже причина, чтобы задуматься.
Но появилась ещё более серьёзная причина подумать. Дело в том, что в такси начало происходить падение безопасности дорожного движения! А это уже не только проблемы участников рынка. Это прямая угроза всем. И это закономерный итог, когда за рулем почти 40 тыс. машин, круглосуточно бороздящих улицы города, сидят усталые, полусонные люди, среди которых встречаются не только просто бедолаги, которые устроились работать куда могли, но и наркоманы и асоциальные личности, включая откровенных писхопатов.
Почему же власти так лояльно смотрят на это? Причина проста. Поглощение огромного чёрного рынка бомбических перевозок. Его «легализация». Оттуда потекли доходы в казну. Это единственная причина, которая заставляет власти вполне спокойно смотреть на это. И это действительно крутое достижение, если бы не вышеперечисленные проблемы.
Надо уже что-то делать!
Первое что можно отметить: технология заказа через мобильное приложение - это однозначно хорошо! И никто не против этого. По-крайне мере, уж точно не против этого ни я, ни Петр Шкуматов, ни Елена Гращенкова. Против чего же мы выступаем?
1. Против безответственности агрегаторов, которые де факто через рынок заказов контролируют и управляют всем на рынке перевозок, но не признают свою отвественности.
2. Против страусиной политики властей, особенно антимонопольной службы, закрывающей глаза на очевидные и серьёзные проблемы.
3. Против непризнания очевидных проблем рынка перевозок в целом, а в частности рынка такси.
За что мы выступаем?
1. За безопасное, комфортабельное такси с преференциями городского транспорта с профессиональными, доброжелательными и выспавшимися водителями. Машины работают круглосуточно, водители сменяются исходя из норм трудового графика. Водитель - сотрудник таксомоторной компании. Способ вызова любой - с руки, по телефону, приложением.
2. За свободный рынок райдшеринга, который компенсирует спрос на дешевые поездки и служит сдерживающими фактором оборзевания такси и попыток монопольного диктата. Не имеет преференций городского транспорта. Одна машина не может работать более 8 часов в сутки. Лицензии не нужны, любой водитель может практиковать райдшеринг если соответствует правилам сервиса. Способ вызова - только по приложению.
Что по нашему мнению необходимо делать?
Разделить рынок такси и рынок райдшеринга. Это разные виды деятельности, которые нельзя смешивать. Такси - вид городского транспорта с особыми преференциями (проезд по выделенкам, льготы по оплате парковок, бесплатный проезд по платным дорогам, специальные зоны посадки/высадки пассажиров), это регулярный бизнес, который должен отвечать заданным критериям качества и быть подконтрольным городским властям, что не отменяет свободного конкурентного рынка. Лицензия требуется как на автомобиль, так и водителю.
Райдшеринг - это рынок нерегулярного заработка, работающий по правилам своего сервиса. С точки зрения города - это обычные машины, которые просто подвозят попутчиков. Пусть там растут 100 цветов. Никаких лицензий. Только правила сервиса (которые кстати в общем случае могут быть более суровы:) Необходимо лишь одно ограничение - райдером можно заниматься только на своей машине. Это резко ограничит бесконенчый поток случайных людей и сократит время работы одной машины райдшеринга. Машина-такси может работать круглосуточно, а райдшеринговая не более 8 часов. Это помимо всего снизит возможности демпинга по отношению к такси.
И это ограничение крайне важно, в противном случае, райдшеринг просто сметёт такси. И мы получим ровно тоже самое что имеем сейчас, но правда более правильно названое - райдшеринг (бомбилы).
За счёт запрета использования чужих машин в райдшеринге, такси получают фору ~2 раза по возможности наработки автомобиля, но часть этой выгоды уйдёт на сопутствующие расходы, которые связаны с работой настоящего такси. Райдшеринг же имеет другой принцип работы. Это не работа в полном смысле. Это возможность что-то заработать. Для кого-то регулярно, для кого-то нерегулярно. При этом, с райдшеринга тоже берутся налоги и пр. Это задача сервиса, чтобы деньги за поездку были разделены на заработок водителя, налоги, собственную комиссию.
Сегрегация рынка перевозок - радикальное разделение такси и райдшеринга, установка различных правил их деятельности - есть путь к цивилизованному такси без опасности возрождения черного рынка бомбил. В противном случае мы всегда будем иметь либо бомбил с символикой такси, либо крайне дорогое и немногочисленное такси на фоне чёрного рынка бомбил.
#такси
